Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Дополнения к закону об оружии 2020 в отношении антикварного оружия

Дополнения к закону об оружии 2020 в отношении антикварного оружия

Дополнения к закону об оружии 2020 в отношении антикварного оружия

Проблемы оборота антикварного оружия в России – что нужно знать?


ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Юрист,Подписаться5 290 просмотров 220 дочитываний 20 ноября 2018 в 15:30 Краткое содержание:С 2013 года по 2018 год в России отгремел бум изъятия в музеях и у коллекционеров антикварного оружия. Давайте вместе попробуем разобраться в этой достаточно сложной теме.Ключевыми моментами в вопросах оборота данных предметов являются слова:

  1. старинное (антикварное) оружие;
  2. культурная ценность.
  3. огнестрельное оружие;

Не взирая на значительный возраст предметов, относящихся к категории «старинное (антикварное) оружие», данная правовая категория появилась в отечественном праве относительно недавно. И отдать должное стоит реконструкторам, воссоздающим Бородинскую битву, так как поправки в Закон об оружие принимались к 200-летию сражения при Бородино.Поправка введена в российское законодательство Федеральным законом от 10 июля 2012 года № 113-Ф 3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»» редакция от 03.07.2016, подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 227-ФЗ.

Исключен абзац пятый статья 8.Что представляет себой старинное оружие: Старинное (антикварное) оружие является разновидностью оружия, имеющего культурную ценность, и включает огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 г. (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 г.Определение старинного (антикварного) оружия используется при конструировании правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с присвоением, использованием и оборотом данного вида оружия, а также установлением ответственности за деяния, связанные с ним. И, таким образом, имеет ярко выраженное межотраслевое значение.Значения:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) // Российская газета. 1996. № 241.
  • Федеральный закон от 10 июля 2012 года № 113-Ф 3 «О внесении изменений в Федеральный закон »Об оружии»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 29. Ст. 3993. Из анализа норм ст. 1-3 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и законодательства о культуре следует, что категория «старинное антикварное оружие» связана с категориями «огнестрельное оружие» и «культурная ценность». Учитывая закономерности построения системы российского права, закрепленные, в частности, в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, понятие старинного (антикварного) оружия императивно (категорично) должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и международным договорам Российской Федерации в области оружия и культуры. Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» ст. 1 закрепляет определение культурных ценностей.
  • Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности».
  • Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

Старинное (антикварное) оружие может быть отнесено к следующим категориям:b) ценности, касающиеся истории, включая историю науки и техники, историю войн и обществ, а также связанные с жизнью национальных деятелей, мыслителей, ученых и артистов и с крупными национальными событиями; c) археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия; e) старинные предметы более чем 100-летней давности.Таким образом, правовой статус культурной ценности может быть получен предметом вооружения в силу следующих обстоятельств:а) наличия отношения к истории или выдающимся личностям; б) обнаружения в ходе археологических раскопок; в) в силу возраста (более 100 лет).Анализ периода времени, необходимого для признания оружия старинным (антикварным), прописанного в Законе об оружии и в рассматриваемой Конвенции, указывает, что нормы не совпадают.Конвенция не предусматривает правил для отнесения определенных предметов к культурным ценностям, а законодательство Российской Федерации дифференцирует

  1. пневматическое.
  2. холодное клинковое;
  3. метательное;
  4. оружие по его типу:
  5. огнестрельное с нарезным стволом;
  6. огнестрельное гладкоствольное;
  7. спортивное оружие;

При этом в отношении одних его типов российский закон исключает оружие, подпадающее под нормы Конвенции, а в отношении других типов, наоборот, расширяет перечень оружия, имеющего культурную ценность.В рамках изучения вопроса о порядке определения периода времени, необходимого для признания оружия старинным (антикварным), необходимо рассмотреть норму ст.

3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, утвержденной резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г. (протокол не является обязательным для Российской Федерации).В ней сказано, что под огнестрельным оружием понимается любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено даля производства выстрела или ускорения пули, или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели.Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством.

Предметы, подпадающие под понятие «старинное огнестрельное оружие», ни в коем случае не включают огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 г.В настоящее время положения данного Протокола не являются обязательными для Российской Федерации. В виду этого правоприменительная практика, в основном уголовно-правовая, получает размытые ориентиры для отнесения оружия к культурным ценностям (антиквариату) по признаку его возраста.

Неизвестно отнесут ли в будущем наши законодатели определение старинного (антикварного) оружия в соответствие с действующим международным законодательством или нет.В целом можно констатировать факт, что отдельные государства продвинулись несколько вперед по отношению к России в плане глубины и подробности регулирования оборота оружия, в том числе имеющего культурную ценность. Ряд положений зарубежного права оцениваются как не соответствующие основам нашей правовой системы, общим подходам регулирования оружейных отношений и реалиям нашей действительности.К таким особенностям мы можем отнести:

  1. запрет на хранение боеприпасов к коллекционному оружию;
  2. регулирование отношений по обороту оружия законодательными актами административно-территориальными субъектами страны.
  3. игнорирование правового регулирования владения, использования и оборота холодного оружия;

Запрет на хранение боеприпасов к коллекционному оружию – это чрезмерное и необоснованное ограничение. В коллекцию может входить как старинное (антикварное) оружие, так и современное действующее вооружение.

Очевидно, что владелец коллекции, содержащей пригодные к использованию образцы оружия, не должен ограничиваться в возможности их использования по назначению в рамках установленных законом видов деятельности (самооборона, спортивная стрельба и охота).

Требования к такому коллекционеру и условиям хранения оружия и боеприпасов должны быть сходными с обычными требованиями к гражданскому оружию.В данном случае наибольшие вопросы вызывает допустимость производства выстрелов из старинного (поврежденного от старости) оружия или иного оружия, имеющего дефекты, угрожающие разрушением самому оружию или причинением вреда стреляющему и окружающим лицам.Юридическим препятствием для этого служат нормы ст.

243 и 2431 УК РФ, в которых предусмотрена уголовная ответственность за умышленное уничтожение или повреждение охраняемых культурных ценностей.В самой тесной связи с материальными нормами, определяющими правовой режим оружия, находятся уголовно-правовые нормы, устанавливающие уголовную ответственность за его незаконный оборот, хранение или использование.При использовании норм Закона об оружии для квалификации преступлений необходимо четко уяснить предмет его регулирования.

Как верно замечено большинством исследователей,

«несмотря на название закона, содержащиеся в нем нормы регламентируют оборот только одной категории оружия – ручного (индивидуального) оружия»

. Допустимо поставить вопрос о возможности более широкого использования не самих регулирующих норм закона, а имеющихся в нем определений из ст. 1. То есть признать, что определения, содержащиеся в Законе об оружии, универсальны и носят межотраслевой характер, а конкретные нормы распространены только на оговоренные виды оружия.

Строгое буквальное толкование не позволяет прийти к такому (желаемому многими) выводу.Главным вопросом, требующим своего разрешения, стоит классификация старинного (антикварного) оружия. Современное нормативное решение этого вопроса не может быть признано удовлетворительным минимум по двум причинам.

  • Действующая нормативная классификация гражданского оружия не предусматривает специальную классификацию старинного (антикварного) оружия и не позволяет применить к нему классификацию оружия самообороны, спортивного, охотничьего, сигнального оружия и оружия, носимого с национальными костюмами.
  • При сопоставлении определения оружия, имеющего культурную ценность (ст. 1 Закона об оружии), и классификации гражданского оружия (п. 6 ч. 2 ст. 3 Закона об оружии) выявляется противоречие. В соответствии с определением, старинное (антикварное) оружие выступает как разновидность оружия, имеющего культурную ценность. В свою очередь, в классификации гражданского оружия эти две категории оружия указаны в качестве самостоятельных разновидностей оружия, используемого в культурных и образовательных целях.

В то же время старинное (антикварное) оружие может одновременно относиться и к оружию, используемому в культурных и образовательных целях, и к иным видам, предусмотренным ч. 2 ст. 3 Закона об оружии. Множество предметов, подпадающих под категорию старинного (антикварного) оружия, существенно различаются по своему убойному действию, потенциальной привлекательности с позиций криминального использования и возможным последствиям неосторожного обращения.

Это обстоятельство не находит своего отражения в правовом режиме старинного (антикварного) оружия и дифференциации уголовной и административной ответственности за нарушение правил его оборота, использования и хранения.Наличие данной проблемы подтверждается и в постановлении Конституционного суда РФ от 17 июня 2014 года № 18-П

«По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона «Об оружии»

в связи с жалобой гражданки Н. В. Урюпиной».Таким образом, решение вопроса о классификации старинного (антикварного) оружия является актуальной задачей, стоящей перед учеными и законодателями, и влечет за собой корректировку всей системы нормативной классификации оружия.Вывод Правовой режим старинного (антикварного) оружия в российском законодательстве находится в стадии становления. Совершенствование правого режима старинного (антикварного) оружия должно осуществляться в направлении приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации, учитывать физическое состояние и криминологически значимые особенности такого оружия и вбирать в себя лучший опыт зарубежного регулирования сходных отношений, применимых к современным российским социально-культурным, правовым и экономическим реалиям.Применительно к оружию, имеющему культурную ценность, в современном обществе сформировано и существует большое количество самых разнообразных общественных мнений.С 13 июля 2012 года старинное (антикварное) оружие получило легальное определение.

В соответствии с абз. 21 ст. 1 Федерального закона «Об оружии», таковым считается оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие.С учетом определения понятий «оружия» и «старинного (антикварного) оружия», данных в той же статье, развернутое определение звучит следующим образом:«устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ

«О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе огнестрельное метательное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 г.

(за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 г.».Как видно, ключевой особенностью приведённых выше предметов является их достаточно размытый, составной характер. Они одновременно подпадают под определение и оружия, и культурных ценностей. Из-за этого фактора они подвергаются критике как ученых, так и практиков при толковании норм права.Статья 1 Закона об оружии определяет оружие достаточно широко, даже больше философски чем юридически.

Сопоставление определения оружия, данного в ст. 1 Закона об оружии с закрытым перечнем видов оружия, содержащимся в ст.

3 того же закона, показывает их логическое несоответствие. Так, следуя логике ст. 3 Закона об оружии, «предметы, предназначенные для поражения живых и иных целей» исчерпываются гражданским, служебным и боевым ручным стрелковым и холодным оружием, что очевидно не так. Возникает вопрос: определение слишком широкое или перечень видов оружия слишком узкий?Такая широта понятия «оружия» не может быть оправдана и нуждами уголовного права, т.к.

Возникает вопрос: определение слишком широкое или перечень видов оружия слишком узкий?Такая широта понятия «оружия» не может быть оправдана и нуждами уголовного права, т.к. с отраслевым понятием оно тоже не совпадает; нет необходимости в таком широком определении ни у гражданского, ни у административного права.Закон об оружии посвящен регулированию не всего оружия, а лишь конкретных его видов: гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного. Норм, посвященных регулированию всех предметов, относящихся к оружию, в Законе об оружии, совсем немного.

Это ч. 1, 6 ст. 9 и ст. 16, предусматривающие общий лицензионный порядок приобретения и производства оружия.При этом логический анализ данных норм говорит, что и они распространяются опять же не на всё оружие, а лишь на попадающее под действие названного закона. Все иные нормы Закона об оружии распространяют свое действие лишь на его отдельные виды, указанные в ст. 3. Таким образом, размещение в статьях Закона об оружии столь широкого определения категории «оружие» не вызвано предметом его регулирования.В конструктивном отношении оружие делится на:

  1. предназначенное для подачи сигналов.
  2. предназначенное для поражения живых и иных целей;

Из этого можно сделать вывод, что и оружие, имеющее культурную ценность, также может быть подразделено по этому критерию с выделением сигнального оружия, имеющего культурную ценность.В ст.

1 Закона об оружии сигнальное оружие определено как оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов, оно отнесено к гражданскому оружию.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 оно приобретается гражданами, достигшими возраста 18 лет на основании лицензии, выданной ОВД с его последующей регистрацией. Сигнальные пистолеты и револьверы калибра не более 6 мм приобретаются без лицензии и не регистрируются.Как видно из определения, в понятие «сигнальное оружие» входят все без исключения устройства и предметы, конструктивно предназначенные для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов, т.е. также клаксоны автомобилей, туристические зеркала, дымовые шашки, сигнальные флажки и т.

д. Это просто абсурдность и откровенный бред.Кроме того, следует обратить внимание на очевидную неточность – обозначение оружием предметов, не предназначенных для поражения целей.

С таким же успехом можно говорить о строительном оружии (отбойные молотки, монтажные пистолеты и т. д.), медицинском (лазеры, ланцеты) и включать их в предмет регулирования Закона об оружии.Необходимость в подаче сигналов возникает в самых разнообразных жизненных ситуациях.

Наиболее распространенной можно назвать ситуацию бедствия. В этом случае сигнал предназначен для вызова помощи, обозначения своего опасного положения.

Для подобных случаев используются ракетницы, дымы, флаги, звуки, специальные знаки на местности и воде. Широко применимы сигнальные устройства в вооруженных силах и спасательных формированиях. Там необходимость в таких устройствах диктуется потребностями управления подразделениями.Стремление законодателя ограничить оборот огнестрельных сигнальных устройств, которые по своему техническому устройству и параметрам действительно могут использоваться в качестве огнестрельного оружия или при неосторожном обращении привести к серьезным последствиям, вполне оправдано.

Однако возникает вопрос: насколько обосновано отнесение данных устройств к оружию?К примеру сигнальный револьвер.

Несмотря на конструктивное сходство с оружием, такие устройства им все-таки не являются. Данная позиция достаточно распространена в литературе, находит свое подтверждение в международных правовых актах и постановлениях Пленума Верховного суда РФ.О необходимости исключения сигнальных устройств из категории оружия говорила, в частности, Г. М. Байзакова, обосновывая это конструктивной непредназначенностью таких предметов для «поражения цели».Несколько иное обоснование такого же вывода предложила В.

А. Казакова. Она видит необходимость исключить сигнальные устройства из числа оружия по причине того, что они по своей общественной опасности не могут быть поставлены в один ряд с оружием.На уровне международного права вопрос об отнесении к оружию сигнальных устройств также решен отрицательно.

Так, в Европейской рамочной конвенции

«О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами»

из состава огнестрельного оружия исключены предметы, изготовленные для подачи сигнала тревоги, другого сигнала, проведения спасательных работ, но лишь при условии, что такой предмет может быть использован только для указанных целей.Судебную практику в отношении сигнального оружия также нельзя назвать последовательной. С одной стороны, она не усматривает признака вооруженности в преступлениях, совершенных с применением сигнального оружия, с другой стороны, указывает на отнесение сигнального оружия к образцам оружия, при том высшая судебная инстанция отмечает необходимость исключения ракетниц из категории огнестрельного оружия.И все это ударяет по людям, занимающимся военно-исторической реконструкцией, и коллекционированием Все мы любим смотреть разыгрываемые сражения, где посредством предметов, внешних сходных с оружием, «бойцы» противоборствующих армий имитируют бой, подавая светошумовые и дымовые сигналы.Оружие и, тем более, оружие, имеющее культурную ценность, одновременно регулируется гражданским, административным и уголовным правом. Соответственно, все возникающие разноотраслевые правоотношения находятся в тесной взаимосвязи, взаимно обуславливают и влияют друг на друга.Для уголовного права характерно разграничение категорий «оружие» и «предмет, используемый в качестве оружия», а также дифференцированный подход к объему понятия «оружие» в зависимости от статей УК РФ.

Несмотря на широкое использование, определение категории «оружие» в уголовном праве отсутствует.

Данный пробел восполняется нормами постановления Пленума Верховного суда РФ от 12 марта 2002 года №5.Так, для целей привлечения к уголовной ответственности по ст. 222 УК РФ положения рассматриваемого постановления Пленума Верховного суда РФ, достаточно своеобразно указывают на применение нормативного определения категории оружия к нуждам уголовного права.
222 УК РФ положения рассматриваемого постановления Пленума Верховного суда РФ, достаточно своеобразно указывают на применение нормативного определения категории оружия к нуждам уголовного права.

С одной стороны, хотя и с оговорками, в постановлении дается указание на использование нормативного определения, с другой, уточняется объем этой категории как в сторону расширения, так и в сторону сужения.Так, в п. 1 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ сказано:

«По делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Федерального закона «Об оружии»

, устанавливающего основные правила регулирования отношений, возникающих в процессе оборота оружия. При этом следует иметь в виду, что данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и на которые действие Федерального закона «Об оружии» не распространяется».Учитывая отсылочный характер норм УК РФ, устанавливающих ответственность за незаконный оборот гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия, можно сделать вывод о правильности нахождения этих понятий оружия в Законе.Практика показывает, что отраслевые науки, как бы подробно ни изучали само оружие и общественные отношения, связанные с ним, не могут предложить его универсальное определение.При этом нет оснований говорить, что не существует универсального общенаучного определения понятия «оружие».

Таким понятием оперирует «главная» наука – философия.

Отраслевые науки рассматривают данный предмет под своим углом зрения, выделяют в нем интересующие их специальные признаки, и в этом смысле допустимо говорить об «оружии в военном смысле», «оружии с точки зрения уголовного закона», «оружии как объекте гражданских прав» и т.д.Еще одним проблемным вопросом понятия «оружие» является его согласование с действующими для Российской Федерации нормами международного права.В соответствии с ч.

4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.В сфере регулирования оборота гражданского оружия основным действующим международным актом является Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (Страсбург, 28 июня 1978 г.).В п.

«А» Приложения I дано определение термина «огнестрельное оружие», в соответствии с которым под ним понимается «любой предмет, изготовленный и приспособленный в качестве оружия, из которого могут быть выпущены свинец, пуля или другой снаряд или вредоносное газовое, жидкое или иное вещество с помощью взрывного, газового или воздушного давления или других способов», соответствующий одному из перечисленных ниже описаний, при этом понимается, что подпункты от «а» до «m» включительно, а также подпункт «1» содержат лишь предметы со взрывной тягой:a) автоматическое оружие; b) короткоствольное, полуавтоматическое, многозарядное или однозарядное оружие; c) длинноствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие хотя бы с одним нарезным стволом; d) длинноствольное, однозарядное оружие хотя бы с одним нарезным стволом; е) длинноствольное, гладкоствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие; f) переносные ракетные пусковые устройства; g) любое оружие или иное устройство, представляющее опасность для жизни или здоровья людей посредством выброса веществ токсичных, едких или одурманивающих; огнемет для нападения или обороны; i) длинноствольное, однозарядное, гладкоствольное оружие; g) длинноствольное оружие с использованием газа для выброса заряда; k) короткоствольное оружие с использованием газа для выброса заряда; l) длинноствольное пневматическое оружие; m) короткоствольное пневматическое оружие; п) оружие с использованием только пружины для выброса заряда.При этом из категории огнестрельного оружия в любом случае исключается любой предмет, который: (I) стал окончательно непригодным к употреблению; (II) не подпадает из-за слабой мощности под контроль в стране его происхождения; (III) изготовлен в целях подачи сигнала тревоги, другого сигнала, проведения спасательных работ, убоя скота, охоты или рыбной ловли с помощью гарпуна либо в промышленных или технических целях, при условии, что может быть использован только для указанных целей; (НИ) не подпадает под контроль в стране происхождения из-за его ветхости.Как видно, международное определение огнестрельного оружия широкое, и в нем можно найти как согласующиеся с отечественным нормативным определением огнестрельного оружия моменты, так и весьма существенные различия.

Но, как говорится в поговорке, вернемся к нашим баранам.В Законе об оружии не дается перечня предметов вооружения, которые могут быть предметом коллекций. В статье 25, посвященной, в частности, коллекционированию и экспонированию оружия, лишь закреплены полномочия Правительства РФ, Минкультуры РФ и МВД России устанавливать правила коллекционирования и связанных с ним действий, в т. ч. в отношении иностранцев.Конкретные перечни оружия, допущенного для коллекционирования, закреплены в п.

32 Правил оборота гражданского оружия. В него включены:

  1. огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций;
  2. оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ;
  3. патроны к указанному оружию.

Зададимся вопросом, насколько правомерен такой перечень.

Из содержания ст. 25 Закона об оружии, приведенной нами выше, следует, что Правительство РФ уполномочено устанавливать лишь Правила коллекционирования и экспонирования оружия.

Сам перечень коллекционного оружия оно устанавливать, а равно ограничивать не уполномочено. В тексте Закона в статьях, посвященных коллекционированию, употреблен термин «оружие», о широте и даже безграничности которого написано уже немало, в том числе выше по тексту.

Следовательно, именно в этом значении он и должен применяться при регулировании отношений по его коллекционированию.И тогда оказывается, что перечень оружия, допускаемого к владению охотниками, спортсменами, лицами, обеспокоенными самообороной, ограничен гражданским и спортивным оружием, а перечень оружия, допускаемого для коллекционирования, практически не знает ограничений.Интересно мнение на этот счет контролирующих государственных органов. Особенно, если учесть, что специальных Правил коллекционирования и оборота такого оружия в настоящее время нет.В связи с коллекционированием остро стоит вопрос об обороте коллекционных предметов вооружения (купле-продаже, мене, дарении, наследовании, перевозке, реставрации и т.д.). В данной сфере выявляются нестыковки регулирующих норм материального права и охранительных норм уголовного и административного права.

Последствия таких противоречий могут быть чрезвычайно серьезными и широко освещены в средствах массовой информации – добросовестные коллекционеры получают реальные сроки.Ещё одна проблема совместной собственности на оружие, оборот которого подлежит лицензированию.

Точнее, проблемы с общей собственностью на такое оружие нет. Есть проблема совместного владения и использования.

В отношении коллекционного оружия она стоит наиболее остро.Большая коллекция физического лица может быть разделена для ее перевозки и экспонирования любым из собственников (мужем, женой, отцом, сыном, сонаследниками и т.д.).

Однако действующая политика в области оборота оружия закрепляет принцип – «одно оружие – один хозяин», что не соответствует нормам гражданского права, допускающим множественность лиц на стороне собственника имущества.Эта проблема актуальна при организации выставок и экспонирования.Фундамент правового регулирования общественных отношений в сфере коллекционирования предметов вооружения закреплен в Конституции РФ.

Однако действующая политика в области оборота оружия закрепляет принцип – «одно оружие – один хозяин», что не соответствует нормам гражданского права, допускающим множественность лиц на стороне собственника имущества.Эта проблема актуальна при организации выставок и экспонирования.Фундамент правового регулирования общественных отношений в сфере коллекционирования предметов вооружения закреплен в Конституции РФ. Именно ее нормы закрепляют права, обязанности и свободы граждан в области культуры, основы экономической жизни общества, гарантии безопасности личности, общества и государства.Важную роль в регулировании коллекционирования предметов вооружения и закреплении правовых режимов коллекционного оружия играют международные нормы, которые в соответствии с п.

4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ входят в правовую систему Российской Федерации и в случае коллизии имеют приоритет над национальными нормами.Необходимо назвать следующие документы:

  1. Конвенция ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (Париж, 17 ноября 1970 г.);
  2. Европейская рамочная конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами ETS N 101 (Страсбург, 28 июня 1978 г.)4.-о ней мы говорили выше.
  3. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.);

В ГК РФ закрепляются гражданско-правовые нормы, регулирующие присвоение, использование и оборот предметов вооружения, являющихся объектами гражданского права. Свобода оборота объектов гражданского права закреплена как общий принцип.

Исключение из этого правила может устанавливаться законом или в установленном им порядке.Специальные нормы, посвященные коллекционированию предметов вооружения, содержатся в Законе об оружии. В частности, необходимо назвать ст. 1, 9, 22, 25. Правовой режим коллекционирования предметов вооружения регулируется также и иными нормативными актами в области культуры, в частности, законами Российской Федерации от 9 октября 1992 г.

№ 3612-1

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

5, от 15 апреля 1993 г.

№ 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»6, федеральными законами от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ

«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

.Более детально вопросы коллекционирования предметов вооружения закреплены в подзаконных правовых актах, основным из которых являются Правила оборота гражданского оружия. Законом предусмотрен ряд подзаконных актов, регулирующих коллекционирование предметов вооружения и восполняющих пробелы, конкретизирующие частные вопросы.Применительно к статьи необходимо дополнительно упомянуть Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 № 54

«Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»

, ГОСТ Р 5121598.

Государственный стандарт Российской Федерации. «Оружие холодное. Термины и определения».Ответственность за нарушение установленного порядка коллекционирования предметов вооружения установлена в УК РФ, КоАП РФ, Законе об оружии. Таким образом, совокупность норм, регулирующих коллекционирование предметов вооружения, представляет собой систему разноотраслевых и разноуровневых норм права, регулирующих относительно обособленные (самостоятельные) общественные отношения в сфере коллекционирования предметов вооружения, подразделяющуюся на Общую и Особенную части.Требования юридической точности требуют от нас коснуться еще одного вопроса.

А именно, правомерно ли относить списанное оружие, определение которого дано в ст. 1 Закона об оружии, к категории оружия?Как в административно-правовом, так и уголовно-правовом значении, присущ признак наличной (действительной) исправности (пригодности).

В связи с этим предмет, который в силу внесения в его конструкцию изменений, либо подвергшийся изменению под действием сил природы и времени и потерявший свойства «поражения живой и иной цели и подачи сигналов» оружием в юридическом смысле признан быть не может. Исходя из этого, списанное оружие оружием не является, хотя и находится в данный момент под регулированием Закона об оружии.На сегодняшний день, коллекционирование оружия остается сложной нерешенной законодательной проблемой, чем и пользуются недобросовестные сотрудники силовых структур, изымая предметы из музеев и частных коллекций, которые – скажу из своей практики – вернуть потом достаточно сложно.Пример: Ко мне обратился коллекционер, у которого в ходе проведения ОРМ, была изъята коллекция оружия, в том числе и уникальные предметы. Сотрудники полиции провели обыск, изъяли списанное оружие, забрав на экспертизу, мотивируя тем, что есть подозрение, что данный коллекционер занимается приведением его в боевое состояние.Только через 6 месяцев через Прокуратуру удалось добиться возврата коллекции, при том что экспертизу провели из 30 образцов только двум.Шоком для коллекционера в этом дели стало то, что сотрудники полиции выдавали ему изъятые предметы – ВНИМАНИЕ – из кладовки уборщицы!Как оказалось, комнаты хранения вещдоков у них нет.

Несмотря на то что не досчитались двух предметов коллекции, гражданин был счастлив – ему почти все вернули. А теперь задайтесь вопросом, если бы коллекционер не добивался возврата, а сидел бы перепуганный (все люди разные, и психотипы людей тоже) куда бы разошлись изъятые у него предметы, которые хранились в кладовке уборщицы?Если гражданин планирует начать коллекционирование антикварного оружия, экспонировать его, заниматься образовательной, выставочной деятельностью, то ему потребуется реально оценить все возникающие правовые риски и последствия.Библиографический список1.

Григорянц С. А. Анализ зарубежного законодательства в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / С.

А. Григорянц // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2010. — № 3. — С. 58-66. 2. Законодательство стран СНГ // Информационно-правовая система.

— URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=1994.

3. Корецкий Д. А. Криминальная армалогия: Учение о правовом режиме оружия / Д. А. Корецкий. — Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. — 547 с. 4. Кудряшов А. Антикварный капкан / А. Кудря-шов. — URL: http://www.ohotniki.ru/weapon/article/ 2015/05/26/643960-antikvarnyiy-kapkan.html (дата обращения: 1 сентября 2017 г.).
Кудря-шов. — URL: http://www.ohotniki.ru/weapon/article/ 2015/05/26/643960-antikvarnyiy-kapkan.html (дата обращения: 1 сентября 2017 г.). 5. Мавлянов А. С. Законодательство зарубежных стран об ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / А.

С. Мавлянов // Наука, новые технологии и инновации. — 2008. — № 1-2. — С. 264-269. 6. Морозов Н. Преступность и борьба с ней в Японии / Н.

Морозов // Электронная книга. — URL: https:// www.litres.ru/nikolay-morozov-5728913/prestupnost-i-borba-s-ney-v-yaponii/chitat-onlayn/page-3/. 7. Поздеева О. С. Уголовная ответственность за нарушения правил оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учебное пособие / О.

С. Поздеева, С. З. Шамарин. — Екатеринбург, 2012.

— 104 с. 8. Полозов В. П. Оружие в гражданском обществе / В. П. Полозов. — Москва: Крафт +, 2004.

— 224 с. 9. Семенов Г. С. К вопросу о понятии оружия и его видов в законодательстве стран СНГ / Г. С. Семенов // Образование и наука в современных условиях. — 2015.-№ 4. — С. 352-361. 10.

Сошина Л. А. К вопросу о развитии и современном состоянии законодательства, регламентирующего незаконный оборот оружия в некоторых зарубежных странах / Л.

А. Сошина // Сибирский юридический вестник. — 2007. — № 4. — С. 72-75. 11. Шелковникова Е. Д. Актуальные проблемы правового регулирования частного коллекционирования антикварного оружия / Е.

Д. Шелковникова // Научный портал МВД России. — 2008. — № 2. — С. 19-23. 12.

Шелковникова Е. Д. Правовое регулирование оборота старинного (антикварного) оружия за рубежом и особенности его международно-правового статуса / Е.

Д. Шелковникова // Право в вооруженных силах. — 2015. — № 1. — С. 6-10. 13. Шелковникова Е. Д. Правовой статус антикварного оружия в России: закон и реальность.

Выступление на научном семинаре

«Историческое оружие в музейных и частных собраниях»

/ Е. Д. Шелковникова // Персональный сайт. — URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

14. Шелковникова Е. Д. Старинное (антикварное) оружие: пробел в законе восполним аналогией закона / Е. Д. Шелковникова // Персональный сайт.-URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.).

15. URL: http://antik-lawyer.ru (дата обращения: 15 января 2015 г.). 16. URL: http://base.garant.ru/2560781/#ixzz4tsLizkUC.

17. URL: http://etalonline.by/?type=text® num=Hk1 600413#load_text_none_1_.

18. URL: http://lex.justice.md/ru/345127/. 19. URL: http://www.consultant.ru. 20. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/ TAIS.159542/mwLrdMqXDB.Bibliograficheskij spisok1. Grigoryanc S. A. Analiz zarubezhnogo zakonodatel’stva v sfere nezakonnogo oborota oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustroj-stv / S.
Grigoryanc S. A. Analiz zarubezhnogo zakonodatel’stva v sfere nezakonnogo oborota oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustroj-stv / S.

A. Grigoryanc // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravlenie.-2010. — № 3. — S. 58-66. 2. Zakonodatel’stvo stran SNG // Informacionno-pravovaya sistema.

— URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=1994. 3. Koreckij D. A. Kriminal’naya armalogiya: Uchenie o pravovom rezhime oruzhiya / D. A. Koreckij. — Sankt-Peterburg: Izd-vo R.

Aslanova «YUridicheskij centr Press», 2006. — 547 s. 4. Kudryashov A. Antikvarnyj kapkan / A. Kudryashov.-URL: http://www.ohotniki.ru/weapon/article/ 2015/05/26/643960-anti kvarnyiy-kapkan.html (data obrashcheniya: 1 sentyabrya 2017 g.).

5. Mavlyanov A. S. Zakonodatel’stvo zarubezhnyh stran ob otvetstvennosti za nezakonnyj oborot oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustroj-stv / A. S. Mavlyanov // Nauka, novye tekhnologii i innovacii.

— 2008. — № 1-2. — S. 264-269. 6. Morozov N. Prestupnost’ i bor’ba s nej v YAponii / N.

Morozov // EHlektronnaya kniga. — URL: https://www. litres.ru/nikolay-morozov-5728913/prestupnost-i-borba-s-ney-v-yaponii/chitat-onlayn/page-3/.

7. Pozdeeva O. S. Ugolovnaya otvetstvennost’ za narusheniya pravil oborota ognestrel’nogo oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv: uchebnoe posobie / O. S. Pozdeeva, S. Z. SHamarin.-Ekaterinburg, 2012.

— 104 s. 8. Polozov V. P. Oruzhie v grazhdanskom obshchestve / V. P. Polozov. — Moskva: Kraft +, 2004. — 224 s. 9. Semenov G. S. K voprosu o ponyatii oruzhiya i ego vidov v zakonodatel’stve stran SNG / G.

S. Semenov // Obrazovanie i nauka v sovremennyh usloviyah.

— 2015.-№ 4. — S. 352-361. 10.

Soshina L. A. K voprosu o razvitii i sovremennom sostoyanii zakonodatel’stva, reglamentiruyushchego nezakonnyj oborot oruzhiya v nekotoryh zarubezhnyh stranah / L. A. Soshina // Sibirskij yuridicheskij vestnik.-2007. — № 4. — S. 72-75. 11. SHelkovnikova E.

D. Aktual’nye problemy pravovogo regulirovaniya chastnogo kollekcionirovaniya antikvarnogo oruzhiya / E.

D. SHelkovnikova // Nauchnyj portal MVD Rossii. — 2008. — № 2. — S. 19-23. 12.

SHelkovnikova E. D. Pravovoe regulirovanie oborota starinnogo (antikvarnogo) oruzhiya za rubezhom i osobennosti ego mezhdunarodno-pravovogo statusa / E. D. SHelkovnikova // Pravo v vooruzhennyh silah. — 2015.-№ 1. — S. 6-10. 13. SHelkovnikova E.

D. Pravovoj status antikvarnogo oruzhiya v Rossii: zakon i real’nost. Vystuplenie na nauchnom seminare

«Istoricheskoe oruzhie v muzejnyh i chastnyh sobraniyah»

/ E.

D. SHelkovnikova // Personal’nyj sajt. — URL: http://antik-lawyer.ru (data obrashcheniya: 15 yanvarya 2015 g.). 14. SHelkovnikova E. D. Starinnoe (antikvarnoe) oruzhie: probel v zakone vospolnim analogiej zakona / E.

D. SHelkovnikova // Personal’nyj sajt.

— URL: http://antik-lawyer.ru (data obrashcheniya: 15 yanvarya 2015 g.).

15. URL: http://antik-lawyer.ru (data obrashcheniya: 15 yanvarya 2015 g.).

16. URL: http://base.garant.ru/2560781/tixzz4tsLizkUC.

17. URL: http://etalonline.by/?type=text® num=Hk1 600413#load_text_none_1_. 18. URL: http://lex.justice.md/ru/345127/.

19. URL: http://www.consultant.ru.

20. URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/ TAIS.159542/mwLrdMqXDB.да 24 / -10 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 24 / -10 нет Автор: (2), Юристы: (1) Пользователи: (2), (2), (1), (1), (1), (1), (1) Показать ещё комментарии (12)

сегодня, 18:28

0 1 сегодня, 18:25

0 1 сегодня, 18:24

0 1 сегодня, 17:08

0 11 сегодня, 16:24

0 3 сегодня, 16:04

0 4 сегодня, 14:20

0 10 сегодня, 14:05

0 16 сегодня, 13:36

0 39 сегодня, 13:00

24 232 сегодня, 12:54

4 81 сегодня, 12:25

0 12 сегодня, 11:56

1 28 сегодня, 11:33

4 124 сегодня, 11:04

0 21 Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+