Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Источники уголовно исполнительного законодательства

Источники уголовно исполнительного законодательства

Источники уголовно исполнительного законодательства

Источники уголовно-исполнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»


условиях ситуация, связанная с отказом прокурора от обвинения, представляется надуманной. Относительно второго обстоятельства, этот аспект выступает частью более сложной проблемы доступа прокурора к оперативно-розыскным материалам на стадии как досудебного, так и судебного производства. Дело в том, что результаты ОРД должны представляться лишь тем органам и должностным лицам, которые определены в ст. 11 Закона об ОРД. К таковым относятся следователи, органы дознания и суд.

Прокурора в этом перечне нет. В то же время в ч. 4 ст. 12 список должностных лиц, которым представляются оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, расширен, и прокурор, осуществляющий надзор за законностью ОРД, может знакомиться с соответствующими документами в порядке и случаях, установленных Законом об ОРД.

Однако обращают на себя внимание два обстоятельства.

Во-первых, результаты ОРД представляются только прокурору, осуществляющему надзор за ОРД.

Иные должностные лица прокуратуры (например, помощники прокуроров, поддерживающие обвинение) допуска к оперативно-служебным документам не имеют2. Во-вторых, бланкетный характер ч.

4 ст. 12 Закона об ОРД нормативно не обеспечен, так как порядок и случаи представления результатов ОРД прокурору не определены.

Государственный обвинитель во время судебного производства ориентируется на взаимодействие со следователями или дознавателями, в производстве которых находилось уголовное дело. Что же касается взаимодействия государственного обвинителя с органами, осуществляющими ОРД, то подобного указания в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ нет.
Что же касается взаимодействия государственного обвинителя с органами, осуществляющими ОРД, то подобного указания в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ нет.

Такой подход можно расценить как следствие недооценки оперативно-розыскных возможностей на стадии судебного производства. Приводя дополнительные аргументы в пользу необходимости взаимодействия прокуратуры и органов, осуществляющих ОРД, в части государственного обвинения по уголовным делам, связанным с посягательством на собственность, следует отметить, что по ряду преступлении оперативные подразделения инициативно осуществляют оперативно-розыскное обеспечение как досудебного, так и судебного производства, работая в рамках имеющихся у них дел оперативного учета. В делах оперативного учета, находящихся в производстве и во время судебного разбирательства, концентрируется значительный объем информации, которая может быть использована государственным обвинителем при построении линии обвинения в суде.

Эти дела прекращаются в случаях решения задач ОРД (ч. 4 ст. 10 Закона об ОРД). В соответствии с ведомственными нормативными актами юридическим подтверждением достижения задач ОРД чаще всего становится обвинительный приговор суда. Оперативные подразделения в ходе реализации возложенных на них функций и достижения конечных целей оперативной разработки заинтересованы в сотрудничестве с государственным обвинителем.

Таким образом, оперативно-розыскное обеспечение государственного обвинения по уголовным делам, связанным с посягательством на собственность, должно выступать одним из главных направлений взаимодействия прокуратуры и органов, осуществляющих ОРД. Его совершенствование предопределяется необходимостью решения как правовых, так и организационных проблем использования результатов ОРД государственным обвинителем во время судебного производства.

Его совершенствование предопределяется необходимостью решения как правовых, так и организационных проблем использования результатов ОРД государственным обвинителем во время судебного производства. 1 См.: Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: Учебно-практ.

пособие. — М., 1999; Гущин А.М., Громов П.А., Царева П.П. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учеб-но-практ. пособие. — М., 2003; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Учеб.

пособие. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.Е. Чечетина. — М., 2004.

— С. 117. 2 См.: Луговик В.Ф.

Методические рекомендации о порядке представления оперативными подразделениями материалов прокурору, осуществляющему надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Оперативник (сыщик). — 2005. — № 2. — С. 23. ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 1.

Понятие, признаки и виды источников уголовно-исполнительного права. К источникам уголовно-исполнительного права относится вся система законов и подзаконных нормативных актов, которые регулируют весь комплекс социально-значимых общественных отношений, возникающих в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Нормативным правовым актам как источникам уголовно-исполнительного права с необходимостью должны быть присущи следующие признаки: общеобязательность, определенность, открытость и общедоступность. Г.А. СТЕНИЧКИН, кандидат юридических наук, доцент Общеобязательность заключается прежде всего в том, что они носят государственно-властный характер и обязательны для исполнения всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Определенность нормативного акта должна проявляться в ясном и четком изложении правил поведения сторон в конкретном правовом акте.

Открытость и общедоступность предполагает доведение требований нормативного акта до всех исполнителей.

При желании и необходимости каждый субъект и участник уголовно-исполнительных правоотношений должен иметь доступ к требуемому нормативно-правовому акту и иметь право ознакомиться с его содержанием.

2. Юридической основой для определения источников уголовно-исполнительного права является Конституция РФ.

К числу источников уголовно-исполнительного права в соответствии с Конституцией РФ относятся следующие виды нормативных правовых актов: международные правовые акты в сфере исполнения наказаний; Конституция РФ; законы, указы Президента РФ, подзаконные нормативные акты: постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты МВД РФ, МЮ РФ, Министерства обороны РФ, постановления Конституционного Суда РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве источников уголовно-исполнительного права. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ в силу разграничения компетенций Российской Федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать порядок исполнения и отбывания наказания.

Вместе с тем следует сказать, что субъектам Российской Федерации предоставлены широкие полномочия в оказании содействия в деятельности расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Они могут принимать нормативные правовые акты на основе и во исполнение норм федеральных законов.

Эти акты называют актами применения норм права1. В качестве примера можно сослаться на любое постановление Советов Министров субъектов Федерации в составе Российской Федерации об открытии по ходатайству ФСИН РФ средних образовательных школ в исправительных учреждениях, отведение дополнительных земельных участков, необходимых для дальнейшего развития действующих исправительных учреждений и строительства новых и т.д. 3. Конституция Российской Федерации как источник уголовно-исполнительного права.

Как уже было сказано, к числу источников уголовно-исполнительного права относится Конституция Российской Федерации.

Каждый должен уяснить, что она является юридической базой для всего законодательства Российской Федерации. В Конституции РФ сформулированы и закреплены общие принципиальные положения, которые находят свое дальнейшее развитие в законах и во всех отраслях российского права, в том числе это положение в полном объеме относится и к уголовно-исполнительному праву.

Следует, видимо, подчеркнуть главное: Конституция РФ является Основным законом государства, базой для всех отраслей законодательства РФ. Особенно важным для уголовно-исполнительного права является то, что она содержит конституционные нормы, непосредственно регламентирующие уголовно-исполнительные правоотношения. В Основном законе, в частности, решен вопрос об отнесении в ведение Российской Федерации принятия уголовно-исполнительного законодательства (мы уже упоминали п.

«о» ст. 71 УИК РФ); о принятии актов о помиловании Президентом Российской Федерации (п. «в» ст. 89); о принятии актов об амнистии Государственной Думой Российской Федерации (ч.

1 п. «е» ст. 103); о праве каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, ус- тановленном федеральным законом, а также о праве просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50); о лишении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также права участвовать в референдуме (ч. 3 ст. 32 УИК РФ). 4. Законы — основные формы российского уголовно-исполнительного права.

Главное место в системе источников уголовно-исполнительного права принадлежит закону.

Закон наделен высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам государственной власти и управления, которые издаются на основе и во исполнение закона. Закон подлежит безусловному исполнению.

Никто, кроме самого законодателя, не может отменить, изменить или приостановить действия закона. К системе источников уголовно-исполнительного права относятся федеральные законы.

Например, принятый 21 июля 1997 г. Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах». В названных законах в развитие положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ урегулирован порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа. Хотя тут же следует отметить, что в этом вопросе существует немало пробелов и коллизий в праве.

Хотя тут же следует отметить, что в этом вопросе существует немало пробелов и коллизий в праве. В частности, и это нельзя не подчеркнуть, существуют проблемы исполнения штрафа в случаях его принудительного исполнения, если субъекту инкриминирована статья Особенной части УК РФ без альтернативной санкции. Или, например, другая проблема: принудительное исполнение штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания к лишению свободы.

В подобных случаях вряд ли можно говорить о реализации уголовной ответственности за неуплату штрафа, поскольку она, по мнению автора настоящего учебного пособия, в настоящее время вообще не установлена. Продолжим дальше. Существуют текущие законы, также являющиеся источниками уголовно-исполнительного права.

Следует подчеркнуть, что основным непосредственным текущим законом является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Этот нормативный правовой акт регулирует исполнение всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. К сказанному следует добавить, что принятый 21 июля 1993 г.
К сказанному следует добавить, что принятый 21 июля 1993 г. Закон

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

также является непосредственным текущим законом, источником уголовно-исполнительного права.

Следует при этом сказать о том, что студенты достаточно часто упускают из вида указанный нормативный правовой акт. Во-первых, видимо, потому что он не часто публикуется.

Кроме того, он принят раньше Конституции РФ, текст его весьма лаконичен и больше привлекает внимание практических работников.

Все это создает иллюзию, как бы сказать, его второстепенности. Однако это глубокое заблуждение.

Во-первых, потому, что указанный закон со всеми его дополнениями и исправлениями действует и поныне, его никто не отменял. Этот нормативный правовой акт имеет исключительно важное значение. В указанном законе закреплены права и обязанности учреждений, исполняющих наказания; права и обязанности работников учреждений и органов, исполняющих наказания; определены формы привлечения осужденных к лишению свободы к труду; закрепляется порядок контроля органов государственной власти и управления за деятельностью уголовно-исполнительной системой и др.

5. Законы и нормативно-правовые акты других отраслей права как источники уголовно-исполнительного права.

Следует признать, что законы по уголовно-исполнительному праву не могут урегулировать всю многообразную деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В этом заключается главное отличие уголовно-исполнительного законодательства от уголовного, например.

Важно напомнить, что в уголовном законодательстве проводится и закрепляется полная его кодификация, и поэтому уголовный закон является единственным источником уголовного права.

Уголовно-исполнительное законодательство, как, впрочем, и многие другие отрасли законодательства, кодифицируется частично.

За пределами его кодифицированных нормативных правовых актов остается значительное число подзаконных нормативных актов, которые тем не менее являются самостоятельными источниками уголовно-исполнительного права.

Обобщенно и проще можно сказать, что к источникам уголовно-исполнительного права относятся правовые нормы, содержащиеся в других отраслях права. Возьмем, например, вновь нормы уголовного права. По отношению к уголовно-исполнительному праву они являются материальными нормами. Нормы уголовного права реализуются в уголовно-исполнительном праве, которое регулирует порядок и условия исполнения (отбывания) всех видов наказаний, определенных в ст.

Нормы уголовного права реализуются в уголовно-исполнительном праве, которое регулирует порядок и условия исполнения (отбывания) всех видов наказаний, определенных в ст. 44 УК РФ, а также исполнение иных мер уголовно-правового характера, также определенных в УК РФ.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся нормы уголовно-процессуального права, регулирующие многие вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний и иных предусмотренных законодательством уголовно-правовых мер. В ст. 369 УПК РФ, например, определяется порядок судебного рассмотрения представлений администрации исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания, об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания уголовного наказания.

Рекомендуем прочесть:  Срок исковой давности убийство

Кстати сказать, названный вопрос является на практике едва ли не самым острым, а его положительное решение для осужденных самым желанным. К источникам уголовно-исполнительного права относятся нормы многих других законов: законы, устанавливающие избирательные права граждан; нормы законов «О гражданстве», «О воинской обязанности и военной службе»; об охране труда, оплате труда и многие другие. 6. Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-исполнительного права.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся и подзаконные нормативные правовые акты. В первую очередь здесь следует назвать указы Президента Российской Федерации.

К их числу следует отнести, например, указы Президента РФ

«О передаче уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России»

от 28 июля 1998 г. № 904;

«О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»

от 28 декабря 2001 г. № 1500; «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г.

№ 1314 и др. Источниками уголовно-исполнительного права являются также постановления Правительства Российской Федерации. Назовем некоторые из них:

«О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

от 20 июня 1992 г.

№ 409;

«О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»

от 11 апреля 2005 г.

№ 205;

«О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью»

от 6 февраля 2004 г. № 54 и др. В системе подзаконных нормативных правовых актов важное место занимают ведомственные нормативные акты (акты органов отраслевого управления) как источники уголовно-исполнительного права.

Нормативные правовые акты по вопросам исполнения уголовных наказаний издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Они издаются по правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1977 г. № 1009

«Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

2.

Принято выделять межведомственные нормативные акты, которые регулируют вопросы, выходящие за пределы компетенции одного министерства. Например, многочисленные вопросы, связанные с лечением осужденных, страдающих различными заболеваниями; порядок получения профессионального и общего образования осужденными к лишению свободы, а также многие другие вопросы жизнедеятельности исправительных учреждений ФСИН РФ. В качестве источников уголовно-исполнительного права рассматриваются ведомственные акты, которые составляют достаточно большое количество, начиная с Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, где конкретизированы (переведены на язык конкретной практики) многие общие правовые нормы, содержащиеся в иных источниках уголовно-исполнительного права.

В названных правилах, например, установлен перечень и количество предметов и вещей, которые осужденные могут иметь при себе; перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным; порядок производства обысков и досмотров в исправительных учреждениях; порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных и многие другие вопросы. В ведомственных инструкциях определен порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое; надзор за осужденными, их охрана и др. К ведомственным источникам уголовно-исполнительного права относятся нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации по вопросам исполнения уголовных наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части осужденных военнослужащих, а также лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

7. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и иных судебных органов Российской Федерации как источники уголовно-исполнительного права. Источниками уголовно-исполнительного права являются постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации в случае их принятия по фактам несоответствия принятых законов Конституции Российской Федерации и по противоречиям, выявленным в нормативных актах, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

Показательным, ярким и жизненно важным в этом отношении является пример о пенсионном обеспечении осужденных. Так, ст. 124 Закона «О государственных пенсиях» от 20 ноября 1990 г. предусматривала приостановление выплаты пенсии лицу в период отбывания им уголовного наказания в виде лишения свободы.

Однако Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 16 октября 1995 г. установил, что данная статья закона в части приостановления выплаты трудовой пенсии противоречила Конституции Российской Федерации.

Действие этой нормы утратило свою силу с момента принятия названного постановления3. Надо сказать, что данное постановление в местах лишения свободы было воспринято с большим воодушевлением.

Среди осужденных пошли горячие разговоры о том, что они не безразличны государству. Даже самые «отпетые» преступники стали задумываться над этим. Конечно, трудно переоценить нормы указанного постановления Конституционнного Суда для воспитательной работы с осужденными — несомненно, они сыграли большую положительную роль в решении главной задачи ИУ — исправлении осужденных.

К источникам уголовно-исполнительного права в определенной мере, по нашему мнению, можно отнести постановления иных федеральных судебных органов, принимающих решения, касающиеся сферы исполнения уголовных наказаний.

8. Пределы действия источников российского уголовно-исполнительного права. Нормативные акты уголовно-исполнительного права имеют установленные законодательством пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, к которым они обращены. Действие норм уголовно-исполнительного права во времени характеризуется тремя моментами: вступлением их в законную силу; приданием или неприданием им обратной силы; утратой их силы.

Нормативные правовые акты уголовно-исполнительного права начинают действовать с момента, указанного в них самих, или со времени, которое установлено действующим законодательством. Нелишним, думается, будет напомнить, что действует установленное правило о том, что закон обратной силы не имеет и действует только на будущее время с момента вступления его в силу. Исключение из этого правила может сделать только законодатель, точно установив в самом законе, на какие жизненные факты, обстоятельства или события, произошедшие до вступления в силу нового закона, распространяются его нормы.

Конечно, надо понимать, что действие норм уголовно-исполнительного права во времени не бесконечно. Они прекращают свое действие с принятием новых норм, направленных на регулирование тех же самых общественных отношений. По действию в пространстве: нормативные правовые акты уголовно-исполнительного права действуют на всей территории Российской Федерации.

В этом вопросе — это главное. По кругу лиц: большинство нормативных правовых актов уголовно-исполнительного права обращено непосредственно к осужденным, отбывающим различные виды уголовных наказаний.

В то же время многие нормы адресованы администрации и сотрудникам учреждений и органов, исполняющим наказания.

Следует также сказать о том, что ряд норм уголовно-исполнительного права обращено к представителям общественности и другим субъектам, участвующим в исправлении осужденных. 9. Международные правовые акты как источники уголовно-исполнительного права.

Среди источников уголовно-исполнительного права важное место занимают международные правовые акты.

В этой связи следует еще раз обратиться к ч.

3 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед отечественным законодательством в случае их разногласия. К сказанному следует добавить, что в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Цель международного сотрудничества в области исполнения уголовных наказаний заключается в том, чтобы на основе объединения усилий всех государств выработать оптимальную концепцию в сфере борьбы с преступностью в части эффективного исполнения предусмотренных законодательством этих государств уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Число международных нормативных правовых актов, относящихся к области исполнения уголовных наказаний, достаточно большое.

Все эти акты можно условно разделить на акты общего характера и специализированные акты. Они могут быть предметом самостоятельного исследования в рамках международного пенитенциарного права, особенно если идет речь об имплементации их норм.

В современной юридической литературе можно встретить вполне справедливые слова:

«Совершенствование механизма имплемента-ции норм международного права — главная цель, которую должна преследовать Россия, интегрируя в международное сообщество»

4. Назовем наиболее значимые и достаточно часто используемые акты из числа международных правовых актов, относящихся прямо или косвенно к исполнению уголовных наказаний.

Сначала назовем те из них, которые мы отнесли к актам общего характера: Ф Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Ф Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Ф Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Ф Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.): Ф Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.); Ф Декларация прав ребенка (1959 г.); Ф Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.); Ф Декларация о правах инвалидов (1975 г.). Указанные международные акты, подчеркнем еще раз, наиболее часто используются и упоминаются в законотворчестве различных государств, а также при теоретическом или практическом рассмотрении пенитенциарных проблем. Обратимся теперь к специализированным актам в рассматриваемой нами сфере — исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Назовем также те из них, к которым наиболее часто обращаются законодатели, теоретики и практики: Ф Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Ф Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.); Ф Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Ф Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Ф Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.); Ф Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Ф Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.); Ф Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.); Ф Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.); Ф Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Ф Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Ри-ядские руководящие принципы, 1990 г.).

Следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что международное сотрудничество в пенитенциарной сфере осуществляется главным образом в следующих основных формах: в рамках международных органов и организаций на основе многосторонних и двухсторонних соглашений.

Это характерно для комитетов и комиссий ООН и Совета Европы, Международного конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Комитета по проблемам борьбы с преступностью Совета Европы и Европейского комитета по сотрудничеству в области пенитенциарных проблем. Все это является правовой основой практически обыденного дела — посещения и изучения положения дел на местах различными международными организациями, имеющих отношение к пенитенциарной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что источники уголовно-исполнительного права являются важнейшей основой, на которой строится весь процесс исправления осужденных.

1 См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. — М.: БЕК, 1996.

— С. 31-32. 2 См.: Российская газета.

— 1997. — 21 августа. — С. 5. 3 См.: Российская газета. — 1995.

— 21 октября. 4 Трунцевский Ю.В. Международное пенитенциарное право.

— М.: Юристъ, 2001. — С. 20.

Источники уголовно-исполнительного законодательства России

»

Источники уголовно – исполнительного права по сложившейся международной практике относятся к прерогативе высших эшелонов государственной власти. Международное право задаёт самые общие направления пенитенциарной деятельности в мировом сообществе. Каждое государство вправе самостоятельно определять способ ратифицирования международных договоров: интегрировать их в собственную правовую систему напрямую или воплощать основные идеи во внутренних законах.

Согласно ст. 71 и 72 Конституции РФ регулирование в области охраны правопорядка и отправления правосудия осуществляется исключительно на федеральном уровне. Вследствие этого, источники законодательства и права часто ошибочно отождествляются. На деле, законы – центральный, но далеко не единственный источник норм.

Целеполагающая конкретность отрасли определяет специфику её актов:

  1. принимаются только на федеральном уровне. Иные уровни государственного управления из процесса издания и реализации этих норм исключены;
  2. регулируют воплощение карательной функции правосудия, приводя во исполнение все виды наказаний.
  3. отправной точкой являются международные договоры;

Источником УИП может выступать только официальный документ, направленный на практическую реализацию карательного механизма уголовной ответственности и устанавливающий основы обхождения с осуждёнными.

Нормы, регулирующие отношения в данном сегменте права, сконцентрированы в кодифицированном акте – УИК РФ. Меньшая часть находится в законах и подзаконных актах, по основной направленности принадлежащих к другим отраслям – гражданскому, уголовному или конституционному праву.

Источники данного вида права России систематизированы в иерархическом порядке:

  • Законодательные акты (ФЗ и ФКЗ) – самый распространённый источник правовых норм. Единственным отраслевым законом является УИК РФ.
  • Акты Президента и Правительства РФ. Являются подзаконными актами, осуществляющими общее регулирование деятельности пенитенциарной системы. Примером важности источника считаются амнистия и помилование, отнесённые к исключительным правомочиям Президента РФ.
  • Конституция РФ – задаёт общие направления государственной карательной функции, даёт характеристику источников права, закрепляет гарантии соблюдения гражданских прав при реализации наказания.
  • Ведомственные и межведомственные акты. Принимаются по вопросам текущей деятельности исправительных учреждений.
  • Официальные документы высшего законодательного органа РФ. Кроме законов, Государственная дума и Совет Федерации принимают постановления, которыми решаются срочные задачи, например, вопросы финансирования учреждений ФСИН.
  • Нормы международных договоров и соглашений. К самым известным относятся акты Организации Объединённых Наций. В случае правовой коллизии, международные нормы имеют приоритет над внутренними, что зафиксировано в ст. 3 УИК РФ.

Среди теоретиков права бытует точка зрения о необходимости включения в число источников решений Верховного и Конституционного судов РФ. В качестве основания указывается функция высших судебных инстанций по толкованию норм права и контролю соответствия законов и подзаконных актов Конституции.

Судебная практика, не являясь источником какого-либо права, вообще, имеет большое значение для формирования единообразия в понимании правовых норм судами всех уровней. В целом понятие и виды источников права в самом общем понимании содержатся в Конституции России. Подробнее эти термины рассматриваются в комментариях УИК РФ и научных монографиях.

Учреждения, приводящие наказание во исполнение, являются структурным элементом единой системы. Они непосредственно реализуют мероприятия, направленные на достижение целей применения наказания. Исправительные учреждения по характеру воздействия на осуждённого преступника подразделяются на несколько видов:

  1. воспитательные: исправительные центры, специализированные инспекции, арестные дома.
  2. медицинские: лечебные учреждения закрытого типа, лечебно-профилактические учреждения;
  3. исправительные: тюрьмы, режимные колонии, колонии-поселения;

Внутреннее построение организационной структуры подобных заведений зависит от поставленных перед ними задач воздействия на осуждённых лиц.

Во главе находится начальник, осуществляющий общее руководство вверенным учреждением.

На начальника возложена личная ответственность за обеспечение соблюдения законодательства РФ. У начальника в зависимости от типа учреждения могут быть от двух до пяти заместителей по основным направлениям деятельности: по оперативной работе, по охране и надзору, по воспитательной работе, по производству, по тылу. Заместители начальника курируют работу отделов: оперативный,кадровый, финансовый, интендантский, воспитательной работы со спецконтингентом, бытового обеспечения, организационно-аналитическая группа.

Непосредственно начальнику подчиняются специально организованные службы: дежурная, медицинская и военизированной пожарной охраны. Like this post? Please share to your friends: Основы осуществления деятельности органов внутренних дел, их должностных лиц регулируется федеральным законом «О полиции» 29 марта 2020 года вступил в силу закон о неуважении к власти, подписанный президентом Согласно Уголовно-процессуальному кодексу участники уголовного судопроизводства – это лица, которые принимают участие в уголовном Уголовно-исполнительное право (УИП) в современном обществе выполняет важную функцию – перевоспитание преступников, направляя их Search: © 2020

Классификация источников уголовно-исполнительного права

  Уголовно-исполнительное право: Конспект лекцийОльшевская Наталья Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников: 1. Международные правовые акты. В ст.

3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные правовые акты и договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Среди них наиболее важными являются следующие: принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Европейские тюремные правила (1987); Основные принципы обращения с заключенными (1990) и др.2. Конституция Российской Федерации – основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации.3.

Федеральные конституционные законы.

ФКЗ «0 судебной системе Российской Федерации» раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со ст.

7 УИК РФ исполняется наказание.4.

Федеральные законы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ – основной правовой акт, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний.

Остальные нормативные акты только дополняют и развивают его отдельные положения.5.

Указы Президента РФ. Например, «О реформировании уголовно-исполнительной системы» от 13.10.2004 г.6 .

Постановления Правительства РФ. 7. Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти. 8. Постановления высших судов.

Данные акты не являются нормативными и направлены на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм.9.

Судебная практика тоже не является источником уголовно-исполнительного права.

Но она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком Поделитесь на страничке Из книги автора 3.

Классификация источников аграрного права Источники права —это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно—правовой Из книги автора 1. Классификация источников аграрного права Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных между собой сферы правового регулирования.

Одна из них – традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной Из книги автора 2. Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, Из книги автора 5. Принципы уголовно-исполнительного права Существуют три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.I.

Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.1. При принципе демократизма руководство деятельностью Из книги автора 9. Нормы уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Норма Из книги автора 10. Классификация норм уголовно-исполнительного права В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.В бланкетной норме (ст.

84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую Из книги автора 12.

Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права Уголовно-исполнительное право взаимодействует практически со всеми отраслями так называемого уголовно-правового комплекса российского права.Уголовное право Из книги автора 14. Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации.

А это означает, что постановления и другие Из книги автора 15. Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников:1.

Международные правовые акты. В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает Из книги автора Деятельность уголовно-исполнительного права Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, Из книги автора Принципы уголовно-исполнительного права Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.I.

Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.1.

При принципе демократизма руководство деятельностью Из книги автора Нормы уголовно-исполнительного права Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма Из книги автора Взаимосвязь российского уголовно-исполнительного права с другими отраслями отечественного права Уголовно-исполнительное право взаимодействует практически со всеми отраслями так называемого уголовно-правового комплекса российского права.Уголовное право формирует Из книги автора Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст.

71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации.

А это означает, что постановления и другие Из книги автора 2.

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах Из книги автора 3.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+