Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Какое должностное лицо должен разрабатывать делать план ликвидации аварий

Какое должностное лицо должен разрабатывать делать план ликвидации аварий

Инструкция по составлению и реализации планов ликвидации аварий на строительстве подземных сооружений


Приложение 1 К 1. План ликвидации аварий (далее — ПЛА) — документ, определяющий меры и действия, необходимые для спасения людей и ликвидации аварий в начальный период их возникновения. В ПЛА должны быть предусмотрены все виды и места аварий, возможных в условиях конкретного объекта подземного строительства. 2. ПЛА объекта составляется техническим руководителем (далее — главный инженер) организации с привлечением начальника участка (объекта) и специалистов организации, с участием командира подразделения горноспасательной службы, за которым закреплен объект.

ПЛА подлежат согласованию командиром отряда (взвода) или его заместителем и утверждению главным инженером вышестоящей организации. В организациях, не входящих в состав объединений, а также в случаях, когда согласно уставу организации вышестоящий орган не отвечает за охрану труда и обеспечение промышленной безопасности, ПЛА утверждает первый руководитель организации. 3. На каждом объекте администрация организации при подготовке ПЛА, но не реже чем через шесть месяцев должна проводить всестороннюю проверку и оценку состояния средств противоаварийной защиты.

Проверка должна проводиться ответственными специалистами организации с участием командного состава горноспасательной службы.

При согласовании и утверждении ПЛА должны быть представлены прилагаемые к нему: акт проверки исправности реверсионных устройств вентиляторной установки с пропуском опрокинутой воздушной струи по горным выработкам объекта; акт проверки средств противоаварийной защиты, предусмотренных в ПЛА. 4. Предусмотренные в ПЛА материальные и технические средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварий должны быть в наличии, в исправном состоянии и в необходимом количестве. Систематический контроль состояния этих средств и соответствия ПЛА действительному положению осуществляется начальником участка (объекта) и командиром горноспасательного подразделения.

5. ПЛА составляется в соответствии с фактическим положением выработок объекта. При изменениях в схемах проветривания выработок, в расположении и количестве запасных выходов из них, в маршрутах выхода людей и др., не позволяющих немедленно реализовать предусмотренные мероприятия, в ПЛА в суточный срок должны быть внесены необходимые корректировки, согласованные с командиром подразделения горноспасательной службы, за которым закреплен объект.

При обнаружении несоответствия фактического положения на объекте условиям немедленной реализации предусмотренных в ПЛA мероприятий командир, согласовавший этот план, имеет право рассогласовывать его в целом по объекту, а командир подразделения (если он не согласовывал этот план) — отдельные его позиции. О рассогласовании ПЛА или отдельных его позиций командир горноспасательной службы в письменной форме уведомляет главного инженера организации, лиц, утверждавших ПЛА, и территориальный орган Госгортехнадзора России для принятия ими необходимых мер.

6. Ответственность за своевременное и правильное составление ПЛА и соответствие его действительному положению несут главный инженер организации и командир горноспасательной службы, согласовавший этот план. Начальник участка и командир подразделения, за которым объект закреплен, несут ответственность за готовность к немедленной реализации предусмотренных в ПЛА объекта первоочередных мероприятий. 7. План ликвидации аварий должен содержать: оперативную часть (форма N 1), в которой предусматриваются: первоочередные мероприятия по спасению людей и ликвидации аварий; ответственные лица и исполнители этих мероприятий; пути и время выхода людей из аварийного и угрожаемых* участков; маршруты движения и задачи горноспасательных отделений; распределение обязанностей между отдельными работниками администрации организации и персонала объекта, привлекаемыми к ликвидации аварии, и порядок их действий.

Обязанности распределяются применительно к структуре и штатам организации; список должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии, и в необходимых случаях список членов ВГК (форма N 2). _______________ * Участок (выработка) относится к угрожаемому, если в результате возникшей аварии он может быть загазован или будет отрезан выход из него.

8. К оперативной части ПЛА должны быть приложены следующие документы: 8.1.

Схема подземных выработок с нанесенными на ней условными обозначениями: сети трубопроводов сжатого воздуха и водопроводов с пожарными кранами, мест расположения огнетушителей, аварийного запаса материалов и инструментов, насосов и водосборников с указанием соответственно их производительности и вместимости, водоупорных перемычек.

8.2. Вентиляционный план подземных выработок, на который условными обозначениями наносятся: тип и производительность (расчетная и фактическая) главной вентиляторной установки, направление движения вентиляционной струи, вентиляционные устройства (двери, перемычки, замерные станции, вентиляционные трубопроводы и др.), количество воздуха, поступающего в выработки и забои, сечение выработок, скорость воздуха, поступающего в выработки и забои, места установки вентиляторов частичного проветривания с их характеристиками, места установки телефонов и других средств связи, а также места группового хранения самоспасателей, камер-убежищ и подземных пунктов ВГК.

8.3. Схема энергоснабжения подземных электроустановок объекта, нанесенная на схему горных выработок с указанием на ней условными обозначениями: типов установленного электрооборудования и их мощности, силовой и электроосветительной сетей с указанием величины применяемого напряжения, марок, длин и сечений кабелей, расположение и типы электрораспределительной и защитной аппаратуры. 8.4. План строительной площадки с нанесением расположения стволов, шурфов, штолен, других выходов на поверхность и подъездных путей к ним, скважин, водоемов и резервуаров воды с указанием их вместимости, насосов, водопроводов с указанием их диаметров, напора и количества воды, поступающей по ним к надшахтным зданиям и в выработки, гидрантов, вентилей, пожарных гаек, мест возможного прорыва воды с поверхности или из коммуникаций, производственно-бытовых помещений, складов и пр., а также место размещения командного пункта.

8.5. Перечни материалов, инструментов, противопожарных средств и других аварийных материалов, находящихся на объекте, с указанием мест их размещения в выработках и в складе на строительной площадке. 9. ПЛА со всеми приложениями должны находиться у главного инженера организации, начальника участка (на командном пункте) и в горноспасательном подразделении, за которым закреплен объект.

К экземпляру ПЛА, находящемуся у начальника участка, должны быть приложены: бланки специальных пропусков на допуск работников в горные выработки во время аварии; оперативный журнал по ликвидации аварии по форме согласно п.32 настоящей Инструкции. 10. На объектах со сложной системой выработок — наличие нескольких запасных выходов, комбинированная схема проветривания или значительная (свыше 2 км) протяженность выработок — к экземпляру ПЛА, хранящемуся в горноспасательном подразделении, должны прилагаться несколько (2-3 шт.) микросхем выработок. На микросхеме должны быть обозначены наименования выработок, направление движения воздуха по ним и места установки телефонов.

Микросхемы должны выдаваться горноспасательным отделениям при постановке задач на выполнение поисково-спасательных работ.

11. В оперативной части ПЛА каждому виду и месту возможной аварии присваивается определенный номер (позиция). Позиции ПЛА должны разрабатываться исходя из того, что для данной выработки или группы выработок имеют место одинаковые условия проветривания, одинаковые пути выхода людей и первоочередные действия горноспасательной службы. Позиции ПЛА должны предусматривать экстремальные условия возникновения чрезвычайной ситуации, когда подвергается опасности жизнь и здоровье застигнутых аварией людей.

12. Отдельными позициями в оперативной части ПЛА необходимо предусматривать все возможные виды аварий.

На каждом объекте с учетом требований п.11 настоящей Инструкции должны быть предусмотрены аварийные ситуации в такой последовательности: пожары — в любом месте каждой выработки, а также в зданиях и сооружениях на строительных площадках, при загораниях в которых создается угроза безопасности людям, находящимся в подземных условиях объекта; обрушения горных пород — в каждом забое (тупиковой выработке); затопления — в каждом забое выработок, опасных по прорыву воды, плывуна, в других сложных инженерно-геологических условиях. Другие виды аварий (загазирования, взрывы, внезапные выбросы газа, пород и др.) на объектах в зависимости от инженерно-геологических условий, технологии и этапов производства работ, назначения подземного сооружения предусматриваются в ПЛА по решению администрации организации, командования горноспасательной службы и органов госгортехнадзора.

13. В случаях производства работ буровзрывным способом, а также в выработках с применением специальных способов закрепления грунтов (низкотемпературного, химического) в ПЛА должны разрабатываться позиции возможного загазирования выработок вредными веществами и обеднения воздуха рабочей зоны кислородом; на этапах выполнения отделочных работ с использованием лакокрасочных материалов, а также при ведении работ в зонах, опасных по выделению летучих углеводородных соединений, других взрывоопасных газов, — позиции ПЛА по ликвидации загазирования и последствий взрыва газовоздушных смесей. 14. При строительстве подземных сооружений в особых условиях (в сейсмоопасных регионах, в вечномерзлых грунтах, в гористой местности, вблизи эксплуатируемых подземных сооружений и др.) в ПЛА объектов (отдельными позициями) должна предусматриваться возможность возникновения специфичных для этих условий аварийных ситуаций (разрушение выработок и запасных выходов объекта в результате землетрясений, схода снежных лавин, селей; прорывы вод и газов и т.п.).

15. Запрещается перегружать оперативную часть ПЛА указаниями о проведении мероприятий, не имеющих прямого отношения к ликвидации аварий.

В каждой позиции оперативной части ПЛА должны отражаться мероприятия и конкретные команды ответственного руководителя ликвидации аварии.

Мероприятия и команды, не требующие исполнения, включаться в оперативную часть не должны. Допускается предусматривать в ПЛА мероприятия по оказанию помощи людям при отдельных несчастных случаях (поражение электротоком, отравление ядовитыми или удушающими газами, падение в выработки и т.п.) без привязки этих мер к месту случая.
Допускается предусматривать в ПЛА мероприятия по оказанию помощи людям при отдельных несчастных случаях (поражение электротоком, отравление ядовитыми или удушающими газами, падение в выработки и т.п.) без привязки этих мер к месту случая.

16. В первоочередных мероприятиях по спасению людей и ликвидации аварий оперативной частью ПЛА должны быть предусмотрены: 16.1.

Способы оповещения об аварии участков и рабочих мест, пути вывода людей из аварийных участков, действия лиц технического надзора, вызов горноспасательного взвода и пути его следования для спасения людей и ликвидации аварии. 16.2. Вентиляционные режимы, обеспечивающие безопасный выход людей из аварийного участка и доступ горноспасательных отделений к месту аварии, в том числе режим работы вентиляторов местного проветривания, использование сжатого воздуха. 16.3. Режим энергоснабжения аварийного участка и других подземных выработок (отключение электроэнергии, контактной сети электровозной откатки, осветительные сети, включение аварийного освещения и т.п.).

16.4. Расстановка постов безопасности. 16.5. Способы и средства активной борьбы с последствиями возникшей аварии в начальной стадии. 16.6. Использование подземного транспорта для быстрой эвакуации людей из аварийного участка и доставки горноспасательных отделений к месту аварии.

16.7. Организация работы командного пункта.

17. В первоочередных мероприятиях позиций оперативной части ПЛА вызов горноспасательных подразделений должен предусматриваться при всех видах аварий в подземных условиях, при авариях на строительных площадках, в котлованах, траншеях и на объектах жизнеобеспечения подземных работ, если создается угроза безопасности людям, находящимся в горных выработках, или этим выработкам. При пожарах в выработках, имеющих непосредственный выход на поверхность, и на строительных площадках в указанных выше местах в ПЛА предусматривается также вызов подразделений государственной противопожарной службы.

Оперативные задачи подразделений горноспасательной и противопожарной служб по спасению людей и тушению пожаров предусматриваются с учетом других первоочередных мероприятий соответствующей позиции ПЛА по согласованию с командованием подразделений этих служб. В этих случаях при ликвидации аварий руководитель горноспасательных работ и руководитель тушения пожара действуют согласно настоящим Правилам, взаимодействуя непосредственно и через ответственного руководителя ликвидации аварии.
В этих случаях при ликвидации аварий руководитель горноспасательных работ и руководитель тушения пожара действуют согласно настоящим Правилам, взаимодействуя непосредственно и через ответственного руководителя ликвидации аварии.

18. В оперативной части ПЛА должны быть указаны должности лиц администрации организации и технического надзора объекта, отвечающих за готовность персонала и технических средств к реализации первоочередных мероприятий, а также должности работников, непосредственно реализующих эти мероприятия при авариях. 19. В ПЛА объекта в зависимости от места возникновения пожара, взрыва или внезапного выделения газа могут предусматриваться различные аварийные вентиляционные режимы: нормальный, существовавший до аварии, или реверсивный с опрокидыванием вентиляционной струи по всем или отдельным выработкам, при этом каждый режим может быть с сохранением, увеличением или уменьшением расхода воздуха, поступающего по выработкам до возникновения аварии. Принятый в ПЛА вентиляционный режим должен быть устойчивым и управляемым.

На объектах, не опасных по взрыву, допускается предусматривать остановку вентиляторных установок (нулевой режим). 19.1. При пожарах в наклонных и вертикальных выработках, по которым выдается воздух из подземных сооружений, в околоствольных дворах и сооружениях на поверхности, примыкающих к этим выработкам, аварийный режим должен предусматриваться, как правило, с сохранением направления вентиляционной струи. Реверсивный вентиляционный режим допускается предусматривать в указанных выработках в тех случаях, когда по ним подается свежий воздух в подземные сооружения.

При пожарах в тупиковых горизонтальных выработках должен, как правило, сохраняться нормальный режим проветривания.

На объектах, опасных по взрыву газовоздушных смесей, уменьшение количества воздуха, поступающего к месту пожара, не допускается.

19.2. При авариях других видов (обрушения, затопления и др.) должен сохраняться нормальный режим проветривания. 20. Пути и время выхода людей из аварийных и угрожаемых участков в оперативной части ПЛА устанавливаются для каждого места работы и для каждого вида аварии, причем пути следования людей из аварийного участка к выработкам со свежей струей воздуха должны указываться подробно, а далее может быть указан только конечный пункт, куда выводятся люди.

В случае невозможности вывода людей из аварийного участка должны быть использованы камеры или другие выработки в качестве временных убежищ, где люди, включенные в самоспасатели, должны находиться до прибытия горноспасателей. При пожарах, взрывах, внезапных выбросах газа и прорывах в подземные выработки воды должен предусматриваться вывод всех людей из выработок на поверхность. 21. В каждом конкретном случае маршрут движения горноспасательных отделений на вывод людей и ликвидацию аварий должен рассматриваться главным инженером организации и командиром отряда (взвода) с учетом безопасности и быстрейшего прибытия отделений к месту аварии.

Рекомендуем прочесть:  Основания для выговора работнику

22. Первоочередные мероприятия в оперативной части ПЛА по обеспечению безопасности людей, локализации и ликвидации аварий на участках строительства подземных сооружений открытым способом должны предусматривать: обрушения грунта в котлованах и траншеях (бортов, откосов, уступов); затопления паводковыми или ливневыми водами, а также вследствие разрушения тепло-, водо- и канализационных коммуникаций; загазирования при разработке искусственно закрепленных грунтов, а также взрывы и пожары при выполнении работ в зонах возможного выделения из грунтов пожаровзрывоопасных газов (нефтепродуктов) или вблизи продуктопроводов, мест хранения ГСМ.

22.1. При выполнении работ несколькими организациями в котловане или в траншее ПЛА для этого объекта составляется с учетом требований п.15.1.6 настоящих Правил. 22.2. К оперативной части ПЛА прилагаются планы строительных площадок, на которых должны быть указаны схемы коммуникаций, подкрановых рельсовых путей, подъездных дорог и съездов, выходы (лестничные) из котлованов, близрасположенные гидранты, средства первичного пожаротушения, водоемы, водостоки, постоянные и временные здания и сооружения. 22.3. В составе первоочередных мероприятий ПЛА должны предусматриваться: указания по вызову аварийно-спасательных и аварийно-технических служб (горноспасательной, пожарной, газовой, энерговодоснабжения и др.); меры по отводу людей из опасных зон, спасению пострадавших, выставлению постов безопасности, ограждений или оцеплений; режим энергоснабжения и освещения (в темное время суток); способы и средства активной борьбы с последствиями аварии в начальной стадии; организация командного пункта.

22.4. Первоочередные мероприятия в ПЛА котлованов и траншей, непосредственно примыкающих к подземным выработкам, в том числе к участкам смонтированной открытым способом тоннельной обделки, должны предусматриваться отдельными позициями в едином ПЛА объекта, включающего эти выработки. 23. На объектах, в которых приостановлены основные технологические процессы строительства подземного сооружения, мероприятия оперативной части ПЛА должны быть скорректированы с учетом изменившейся организации работ.

В этих случаях, при отсутствии в дальнейшем изменений условий реализации первоочередных мероприятий по спасению людей, локализации и ликвидации аварий в течение длительного времени, допускается увеличить до 12 месяцев периодичность пересмотра ПЛА и проверки средств противоаварийной защиты. Перед возобновлением приостановленных работ ПЛА должен быть пересмотрен и должна быть проведена проверка объекта согласно п.3 настоящей Инструкции.

24. На участках примыкания строящихся подземных сооружений к находящимся в эксплуатации в случаях, когда строящиеся или реконструируемые выработки имеют общую схему проветривания и (или) общие выходы на поверхность с действующими подземными сооружениями, первоочередные мероприятия по спасению людей, локализации и ликвидации аварий должны быть предусмотрены в позициях ПЛА строящегося объекта по согласованию с администрацией эксплуатируемого подземного сооружения.

В таком же порядке в ПЛА строящегося объекта должны предусматриваться позиции, определяющие первоочередные мероприятия на случай аварии в эксплуатируемых подземных сооружениях, когда возникает угроза загазования, затопления или разрушения в сообщающихся с ними строящихся или реконструируемых выработках. 25. Текст каждой позиции оперативной части ПЛА по форме N 1 должен быть занесен на бланк (формат A3) с обозначением присвоенного номера.

Форма N 1 1 2 3 4 5 6 Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт». Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.

После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут. Приносим извинения за вынужденное неудобство. Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.

В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа. Произошла ошибка Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на , мы разберемся. Электронным кошельком Через интернет-банк Банковской картой В терминале Сотовые операторы После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail.

На мобильный телефон придет подтверждение оплаты. При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу Название документа: Вид документа: Материал по охране труда Статус: Актуальный материал

II.

Обязанности должностных лиц, участвующих в ликвидации аварий, порядок их действия

II.

Обязанности должностных лиц, участвующихв ликвидации аварий, порядок их действия1.

Ответственный руководитель работ по ликвидации аварии должен:1.1.

Ознакомившись с обстановкой, немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана ликвидации аварий.1.2. Выявить число застигнутых аварией людей, их местонахождение, принять оперативные меры по спасению людей.1.3. Организовать оперативный штаб, сообщить о его месте расположения всем исполнителям и постоянно находиться в штабе.1.4.

Организовать оперативный штаб, сообщить о его месте расположения всем исполнителям и постоянно находиться в штабе.1.4. Проверять вызов пожарной части, скорой медицинской помощи (при травмировании людей), должностных лиц, оповещение организаций согласно Приложению 3.1.5.

Дать указание об удалении людей из всех опасных зон, о выставлении постов на подступах к месту аварии, назначить дежурных к телефонам.1.6. При продолжительности аварии и времени ее ликвидации более одной смены совместно с начальником цеха, а при пожаре — и с начальником пожарной части, разрабатывать оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии.1.7.

Назначить ответственное лицо для ведения оперативного журнала по ликвидации аварии.1.9.

После ликвидации аварии дать разрешение на проведение восстановительно-ремонтных работ и наметить мероприятия по предотвращению повторения подобных аварий.2. Руководитель организации должен:2.1.

Получив сообщение об аварии, немедленно явиться на объект.2.2.

Проверить организацию оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим.2.3. В соответствии с предложением ответственного руководителя работ по ликвидации аварии издать приказ о создании оперативного штаба, привлечь опытных рабочих и инженерно-технических работников (далее — ИТР) для выполнения необходимых работ, связанных с ликвидацией аварии, а также по своевременной доставке необходимых материалов и оборудования.2.4.

Руководить работой транспорта.2.5. При аварийных работах продолжительностью более 6 часов организовать питание и отдых участвующих в ликвидации аварии.2.6. Информировать соответствующие организации о характере аварии и ходе спасательных работ.

При необходимости обратиться к ним за оказанием практической помощи.3. Главный механик и главный энергетик организации должны:3.1. Немедленно явиться на объект и сообщить о своем прибытии ответственному руководителю работ по ликвидации аварии.3.2.

Организовать бригады и установить дежурство слесарей, электриков и других рабочих для выполнения работ по ликвидации аварии.3.3. Обеспечить по указанию ответственного руководителя работ выключение или включение электроэнергии, действие связи и сигнализации, исправное состояние водопровода, бесперебойную работу необходимого электромеханического оборудования и подвижных транспортных средств.4. Начальник цеха должен:Начальник цеха, в котором произошла авария, выполняет распоряжения ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.5.

Сменный мастер должен:5.1. Сменный мастер цеха, в котором произошла авария, через диспетчера или других ответственных подчиненных немедленно вызвать пожарную часть, скорую медицинскую помощь (при наличии пострадавших).5.2. Одновременно принять меры по спасению людей, ликвидации аварии, руководствуясь планом ликвидации аварии в соответствии с создавшейся обстановкой, выполняя при этом обязанности ответственного руководителя работ до его прибытия.5.3.

После прибытия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии поступить в его распоряжение и действовать по его указанию.6. Ответственный за оповещение об аварии должен:Ответственный за оповещение об аварии (диспетчер или иной назначенный работник организации), получив сообщение об аварии, известить лиц и учреждения по списку согласно Приложению 3 и обеспечить необходимую связь с должностными лицами и организациями.7. Аппаратчики цеха, в котором произошла авария, должны:7.1.

Немедленно сообщить о происшедшей аварии обусловленными средствами.7.2.

Содействовать эвакуации людей и оказывать необходимую помощь пострадавшим при аварии.7.3.

При необходимости в целях локализации аварии отключать транспортное и технологическое оборудование в соответствии с ПЛА.7.4.

Участвовать в ликвидации аварии.7.5.

Находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно явиться к ответственному руководителю работ для получения задания.8. Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов должны:8.1. Находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии проводить необходимые мероприятия согласно ПЛА в своих цехах и информировать о проведенных действиях ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.8.2.
Находясь в момент аварии на объекте, после сообщения об аварии проводить необходимые мероприятия согласно ПЛА в своих цехах и информировать о проведенных действиях ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.8.2.

Находясь вне объекта, после сообщения об аварии немедленно явиться к ответственному руководителю работ для выполнения его заданий в соответствии с планом ликвидации аварии.9. Начальник пожарной охраны организации должен:9.1. Начальник пожарной охраны (начальник караула — до прибытия начальника пожарной охраны) руководить работами по тушению пожара в соответствии с оперативным планом и заданиями ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.9.2.

Обеспечивать из запасов пожарной охраны средствами пожаротушения, инструментом и инвентарем всех работников организации, выделенных ответственным руководителем работ.9.3.

Информировать ответственного руководителя работ по ликвидации аварии о ходе тушения пожара.9.4. До прибытия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии самостоятельно проводить работы по тушению пожара в соответствии с ПЛА и обстановкой.10.

Инженер по охране труда, получив сообщение об аварии, немедленно является на объект к ответственному руководителю работ по ликвидации аварии и действует по его указанию.11. Врач (фельдшер) медицинского пункта немедленно выезжает по вызову, оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, руководит отправкой их в больницу, а также организует в случае необходимости непрерывное дежурство медицинского персонала на время спасательных работ и ликвидации аварии.

Проектирование, обучение и сопровождение по экологии и охране труда

Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций) – это документ, где выявляются наиболее вероятные сценарии возникновения и развития аварий. В нем оценивается уровень подготовленности предприятия к скорейшей ликвидации данных ситуаций в условиях конкретной производственной обстановки.

ПЛАС обязателен для всех предприятий, имеющих химически- и взрывопожароопасные объекты (№ 116-ФЗ). На таких производствах развитие аварийных ситуаций теоретически сопряжено с выбросами горючих и опасных по своему химическому составу веществ, представляющих угрозу для жизни людей и окружающей среды. Для каких целей разрабатывается?

  • Оценка эффективности и достаточности, утвержденных и функционирующих на предприятии мер по предупреждению вероятных аварий.
  • Установление регламента поведения работников предприятия и аварийных формирований при устранении аварийной ситуации, на каждом этапе ее развития.
  • Составление перечня противоаварийных мероприятий, а также мероприятий, снижающих разрушительные последствия аварий.
  • Выявление наиболее оперативных и безопасных методов предотвращения всех потенциально-возможных нештатных ситуаций.

При разработке ПЛАС производственным предприятиям необходимо учитывать, что для каждого опасного объекта либо его составляющих (объединенных по административному либо технологическому принципу) необходим индивидуальный план ликвидации аварийных ситуаций, сугубо конкретизированный под каждый из имеющихся опасных производственных объектов. Установленная структурная форма.

  • Оперативная часть уровня «А».
  • Инструкция по безопасному приостановлению технологических операций предприятия.
  • Обязанности руководства, ответственных должностных лиц и производственного персонала предприятия по предупреждению и предотвращению нештатных ситуаций.
  • Последовательный порядок извещения о возникновении аварии.
  • Иерархическая схема последовательности осведомления должностных лиц, организаций и формирований, подлежащих обязательному оповещению диспетчером предприятия о происхождении чрезвычайной ситуации.
  • Расчетно-пояснительная записка к ПЛАС, оформляемая в виде отдельного документа.
  • Оперативная часть уровня «Б».
  • Перечень технических приспособлений, материалов, инструмента и СИЗ, необходимых для устранения аварийных ситуаций.
  • Титульный лист.
  • Содержание.

Содержание оперативной части уровня «А».

Оперативная часть уровня «А» составляется отдельно для каждого технологического блока опасного производственного объекта с целью управления действиями, в условиях аварийной ситуации:

  1. аттестованных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), образуемых из числа производственных сотрудников предприятия;
  2. профессиональных спасательных служб (согласующих ПЛАС), обязательное привлечение которых, предусмотрено в случае возникновения аварийной ситуации.
  3. работников ОПО;

В оперативную часть уровня «А» должны входить следующие разделы:

  • Характеристика уровня негативного воздействия опасных веществ блока на человеческий организм и применяемые работниками СИЗ с определением степеней их опасности.
  • Краткое аналитическое описание потенциальных опасностей блока.
  • Комплектность технического оснащения блока, с указанием его назначения и границ.
  • Определение размеров зон поражающего воздействия наиболее разрушительного сценария развития аварийной ситуации.
  • Порядок оперативного взаимодействия работников предприятия, членов аттестованных НАСФ и ведомственных аварийных служб, в установленном порядке привлекаемых к устранению аварий.
  • Схема технологического оснащения блока ОПО, включающая в себя план размещения основного оборудования.

Требуемый формат оформления оперативной части «А» — таблица.

Содержание оперативной части уровня «Б».

Оперативная часть уровня «Б» составляется с целью установления согласованной координированности совместных действий всех участников ликвидации аварии (включая пожарные и медицинские подразделения). Регламентированный порядок действий, определяемый оперативной частью уровня «Б» охватывает следующие направления:

  1. спасение и оперативная эвакуация людей из аварийной зоны.
  2. оперативная ликвидация непосредственно самой аварийной ситуации;
  3. способы упреждения дальнейшего развития аварийной ситуации и ее распространения за границы территории предприятия;

В оперативную часть уровня «Б» должна входить ситуационная схема, содержащая следующие разделы:

  • Месторасположение опасного объекта, с указанием точки возникновения аварийной ситуации.
  • Пути эвакуации людей и схемы подъезда, перемещения и установки специальной спасательной техники.
  • Месторасположение иных производственных и гражданских объектов находящихся в потенциально опасной зоне поражения.
  • Границы распространения разрушающего (поражающего) воздействия аварии.

Порядок извещения о происхождении аварийной ситуации. Данный раздел оформляется в виде таблицы и представляет собой схематическую последовательность оповещения об аварии должностных лиц и ведомственных структур в установленном иерархическом порядке.

В эту часть ПЛАС должны включаться следующие сведения:

  • Должность извещаемого лица.
  • Название оповещаемой организации.
  • Контактные номера телефонов.

Последовательность безопасного останова технологических операций предприятия Этот раздел ориентирован на установление требований к последовательности действий работников опасных объектов, при возникновении следующих нештатных ситуаций:

  • Аварийные ситуации на близлежащих объектах, представляющих потенциальную угрозу провоцирования аварии на рассматриваемом опасном объекте.
  • электрической энергии;
  • перерабатываемых сырья и материалов;
  • Происхождение неконтролируемых горений, не имеющих отношения к аварийным ситуациям на опасных объектах.
  • При отсутствии подачи:
  • инертных газов.
  • промышленного водоснабжения;

Обязанности ответственных должностных лиц предприятия. Уровень «А» Ответственное лицо — начальник цеха (установки, блока, участка), а в случае его отсутствия, либо до момента его прибытия непосредственно на место аварийной ситуации — руководитель отделения (сменный мастер и т.п.). Обязанности:

  • Эвакуация персонала, на задействованного в устранении аварии.
  • Перекрытие подходов к месту аварии.
  • Передача сведений руководству предприятия и ведомственным спасательным формированиям о ходе спасательных мероприятий.
  • Осуществления контроля за действиями лиц, участвующих в ликвидации аварийной ситуации.
  • Извещение персонала и гражданского населения о возникновении аварии.

Уровень «Б» Ответственное лицо — технический руководитель предприятия, а до момента его прибытия на место аварии диспетчер предприятия.

Обязанности:

  • Координация работы командного пункта (оперативного штаба).
  • Установление приоритетности и очередности мероприятий по ликвидации аварийной ситуации.
  • Организация своевременной доставки к месту аварии необходимых технических приспособлений, материалов и СИЗ.
  • Своевременное обеспечение наличия дополнительных устройств, агрегатов и запасов веществ, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности в аварийной обстановке.
  • Издание оперативных распоряжений участникам ликвидации аварии, и контроль за их своевременным исполнением.
  • Оперативное распределение и перераспределение обязанностей между участниками ликвидации аварии.

Технические средства, применяемые для устранения аварий В данный раздел, оформляемый в виде таблицы, включается:

  • Рассчитанное количество и указание мест складирования необходимых материально — технических ресурсов, требующихся для реализации первоочередных работ в зоне аварийной ситуации.
  • Размещение запасов средств нейтрализации и обезвреживания опасных веществ.
  • Необходимый резерв СИЗ с определением мест их размещения.

Процедура согласования, утверждения, пересмотра и продления. Согласование. План ликвидации аварий требует обязательного согласования с руководством спасательных организаций.

Необходимость их привлечения к устранению нештатных ситуаций зафиксирована в оперативной части ПЛАС.

Утверждение. Утверждение ПЛАС производится после его согласования, специалистом предприятия, должностной функционал которого включает в себя обеспечение безаварийной и бесперебойной работы опасного производственного объекта.

Началом действия плана ликвидации аварийных ситуаций является издание соответствующего приказа по предприятию. Приказ о вводе в действие издается после получения предприятием положительного результата экспертизы промбезопасности в соответствии с требованием Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538.

Пересмотр и корректировка. Установленная законодателем периодичность пересмотра планов ликвидации аварий составляет 1 раз в 5 лет. Внеплановый пересмотр Плана ликвидации необходим в случаях:

  1. технологического перевооружения объектов предприятия,
  2. а также в случае замены аппаратуры, метрологического обеспечения и АСУТП.

Срок, отведенный на внесение изменений и доработок, составляет 30 календарных дней. Все вносимые в действующий план доработки требуют прохождения экспертизы промбезопасности в установленном действующим законодательством порядке.

Вносимые доработки и корректировки действующих планов подлежат обязательному изучению должностными лицами и персоналом предприятий, а также сотрудниками аварийных формирований. Завершающим этапом изменения плана является проведение внеочередного инструктирования производственного персонала предприятия.

Продление. Продление срока действия осуществляется путем проведения процедуры его переутверждения без необходимости повторного проведения экспертизы промбезопасности.

Это справедливо в случае, если опасный производственный объект предприятия в течение прошедших 5 лет не претерпевал изменений.

Чем грозит владельцам отсутствие плана? Нарушение требований промбезопасности в соответствии со статьей 9.1.

КоАП РФ предполагает наложение административных штрафов:

  • На юридических лиц — от 200000 до 300000 рублей, либо принудительная приостановка их функционирования сроком до 90 суток.
  • На граждан — от 2000 до 3000 рублей.
  • На должностных лиц предприятий (владельцев ОПО) — от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация сроком от 6 до 12 месяцев.

Грубые нарушения в области промбезопасности могут повлечь за собой наложение штрафов в следующих эквивалентах:

  • На предприятия — от 500000 до 1000000 рублей.
  • На должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей.

Наши адреса E-mail: г. Екатеринбург, 620034, ул. Бебеля, д. 35, этаж 3. Телефон: +7 (343) 206-09-30 г.

Москва, 127487, Коровинское шоссе, д. 10, этаж 7. Телефон: +7 (499) 403-13-64 Ханты-Мансийский AO, г.

Сургут 628403, ул. 30 лет Победы, 10. Телефон: +7 (3462) 64-44-57 г.

Пермь, 614064, ул. Героев Хасана, 55.

Телефон: +7 (342) 299-47-06 г.

Новосибирск, 630112, ул. Красина, 54, этаж 3. Телефон: +7 (383) 381 40 52 г. Омск, 644007, ул. Герцена, 18, этаж 3.

Телефон: +7 (3812) 34 25 09 г. Красноярск, 660075, ул. Красной Гвардии, 24. Телефон: +7 (391) 216-83-45 г.

Челябинск, 454015, ул. Харлова, 11, Телефон: +7 (351) 751-30-65

Please publish modules in offcanvas position.

План ликвидации аварии на опасном производственном объекте

Содержание: Безопасность – главная потребность человека для нормальной жизнедеятельности. С начала нашей истории человечество стремилось свести к минимуму все риски, связанные с угрозой жизни и здоровью, поэтому так важен сегодня контроль ситуации на опасных производственных объектах (ОПО).

Техника безопасности и учет всевозможных угроз здесь являются одними из ключевых элементов. Необходимо беспрерывно вести наблюдение за соблюдением норм эксплуатации приборов и непосредственным выпуском продукции в зонах повышенной опасности.

Одним из немаловажных этапов подобного учета является ведение документации по устранению обстоятельств, несущих в себе угрозу. – это акт, представляющий собой прописанную систему шагов при возможном чрезвычайном происшествии.

Действия, которые направлены на устранение неполадок, спасение жизней и здоровья людей, проводятся на начальном этапе возникновения опасности, что позволяет свести материальные потери к минимуму,защитить население и сотрудников. Однако мероприятия при возникновении чрезвычайного происшествия – это далеко не единственное, что прописывается в подобном плане.

Ликвидация аварии Также прописываются следующие аспекты:

  1. Анализ решений по предотвращению чрезвычайного происшествия;
  2. Готовность организации к своевременному выявлению и устранению опасности на ОПО;
  3. Оснащенность предприятия необходимыми ресурсами, нужными в ходе предотвращения аварии;
  4. Составление курса работ, которые необходимо совершить после ликвидации всех рисков;
  5. Четко прописанные шаги сотрудников организации и аварийно-спасательных служб на всех этапах.

В процессе составления подобного документа присутствуют эксперты Российского технического надзора, главный инженер и человек, отвечающий за технику безопасности.

В начале, как правило, проектируется дерево аварийных ситуаций, благодаря которому персонал может узнать, что делать при любом возможном происшествии и быстро сориентируется в экстренной ситуации. Отметим, что план устранения опасных ситуаций не является статичным.

Несмотря на неизменность основных положений, на протяжении всей деятельности производятся корректировки и вводятся замены. Нововведения в области деятельности на опасных производственных объектах прописаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года. В подобный план добавлены корректировки и новые положения.

В соответствии с законом, ПЛА составляется на предприятиях с 1, 2 и 3 классами опасности, необходимость наличия протоколов для организаций с 4 классом – исключается. Также предприятиям, которые располагают одновременно несколькими ОПО на одной территории, предписывается право иметь один общий ПЛАС.

Обратите внимание! Вышеописанные изменения призваны обеспечить подготовленность к возможным происшествиям, и увеличить мобильность сотрудников при возникновении угрозы. Наличие подобного документа обязательно иметь тем предприятиям, которые попадают под ФЗ №116 (постановление Правительства РФ №730). Согласно закону обязанность ведения подобной документации касается предприятий, в составе которых зарегистрированы ОПО 1, 2 и 3 классов опасности.

Составление данного плана не требуется при следующих условиях:

  1. Установка оборудования, которое работает под избыточным давлением свыше 0,07 МПа (температура воды свыше 115°С, низкое газопотребление);
  2. Функционирование стационарных устройств грузоподъемного вида, гусеничных тракторов, эскалаторов, автокранов и канатной дороги.
  3. Установление 4 класса опасности;

План ликвидации План по выявлению и предотвращению опасности является обширным документом, включающим в себя аспекты, связанные с возникновением опасности на производстве. В первую очередь он прописывает все сценарии, которые могут произойти на опасных участках, обеспеченность предприятия необходимым инструментарием и способы взаимодействия имеющихся ресурсов по устранению последствий.

Здесь же составлена система снабжения объектов для подготовленности к выявлению и устранению происшествия и его последствий со ссылкой на ответственных лиц. Также прописан процесс взаимного обмена данными между вовлеченными в сложившуюся ситуацию сторонами и связь со спасательными службами, мероприятия по защите населения близлежащих районов и действия первой очередности при сообщении о возникновении опасности.

Документация, касающаяся вопросов безопасности, разрабатывается на основе анализа текущего состояния, прогнозов специалистов и подробного изучения манипуляций сотрудников и представителей служб, специализирующихся на устранении аварий при аналогичных ситуациях в других организациях. Важно! Составление подобных планов осуществляется с опорой на общие и специальные разделы, учитывающие особенности конкретных видов опасных производств.

План ликвидации аварий на ОПО имеет четкую структуру, помогающую быстро ориентироваться в записях.

  1. Титульный лист. Содержит название документа, дату его согласования и подписи ответственных лиц;
  2. Оглавление;
  3. План уровня «А» (общая часть). Даёт описание ОПО и прописывает действия, направленные на защиту населения и выявление и устранение аварии, определяет места с наибольшей угрозой, прописывает возможные сценарии ликвидации очага угрозы.
  4. План уровня «Б» (специальная часть). Здесь содержатся шаги по устранению угрозы.

План ликвидации аварий на опасном производственном объекте образец титульного листа Приложения к плану:

  1. Способы оповещения при зарождении опасности;
  2. Инструкция по безопасному приостановлению работ;
  3. Порядок изучения данного документа и проведения занятий по технике безопасности;
  4. Шаги установленных ответственных лиц;
  5. Полный список ресурсов и средств индивидуальной защиты;
  6. Расчетно-пояснительная записка.

    Предоставляет анализ возможности возникновения опасной ситуации.

  7. Список оповещения, который предоставляет сведения о сотрудниках ОПО, их подразделениях и сторонних предприятиях, прописанных в уставе;

Обратите внимание!

В состав подобной документации вносятся все возможные угрозы, места с наибольшим риском зарождения опасности и пути решения проблемы. Согласование и утверждение ПЛА является обязательным этапом для получения организацией с ОПО разрешения на деятельность от Российского технического надзора.

Разработка документации включает в себя учет всей материальной базы и ресурсов для предупреждения опасности, ее ликвидации и устранения последствий. Утверждение осуществляется руководящим составом предприятия, либо, если это предусмотрено положением, руководителями обособленных подразделений юридических лиц.

Согласование производится непосредственным начальством и представителями специальных аварийно-спасательных служб, с которыми предприятие с ОПО заключило договор по обслуживанию. С учетом практических составляющих производства и установленного класса опасности предусматриваются следующие сроки, в которые документация считается действительной:

  1. 3 класс опасности – в течение пяти лет.
  2. 1 класс опасности – в течение двух лет;
  3. 2 класс опасности – в течение трех лет;

Авария на производстве Установленные временные рамки не касаются угольных шахт и остальных объектов, специализирующихся на подземных горных работах, где план действителен полгода, и горнорудной промышленности с открытой добычей полезных ископаемых, со сроком действия документов один год. Одним из новых постановлений является регламент пересмотра действующего плана:

  1. Не позднее 1 месяца в условиях реконструкции опасного промышленного объекта, нововведений в технологическом процессе, открытия новых участков горных работ, при внесении изменений в план эвакуации и после непосредственной аварии на производстве. Все события фиксируются в специальном порядке и анализируются для составления прогнозов последующих мероприятий и бесед по технике безопасности.
  2. За 15 календарных дней до истечения срока действующего документа;

Документация, связанная с мероприятиями по локализации и ликвидации опасности на производстве, может быть пересмотрена по предписанию Российского технического надзора.

Важно! Поводом для этого может стать несоответствие предоставленных сведений с реальной обеспеченностью или выявление неучтенных угроз в ходе плановых проверок.

Плановые проверки Отсутствие документации, пописывающей систему действий при возникновении угрозы на объектах с повышенной опасностью, влечет за собой административную ответственность. В Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации четко регламентируется (ч.1 ст.

9.1 КоАП) порядок вынесения наказания, которое в данном случае причисляется к нарушению требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО. Как правило, предприятие или отдельные физические лица облагаются штрафом, однако это не единственная предусмотренная законом санкция. Рассмотрим прописанную систему взысканий подробнее:

  1. Юридические лица и организации при выявленном нарушении выплачивают сумму от двухсот до трехсот тысяч рублей, либо подвергаются административному приостановлению всех работ на срок до трех месяцев.
  2. Физические лица несут материальную ответственность в размере от двух до трех тысяч рублей;
  3. Должностные лица облагаются штрафом от двадцати до тридцати тысяч рублей, а также могут быть отстранены от управляющей деятельности на период от полугода до одного года;

Наказание за несоблюдение правил Приостановление деятельности предприятия влечет за собой большие потери, поэтому руководство стремится держать документацию в полном порядке и соответствии Федеральным законам Российской Федерации.

Важно! Своевременное планирование мероприятий по обнаружению и устранению аварии способно спасти десятки жизней.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+