Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Когда уже прекратится подорожание бензина

Когда уже прекратится подорожание бензина

Почему резко подорожал бензин и что будет дальше.


5 январяСегодня ехал и просто о. (очень удивился) новым ценам на бензин.Если перед новым годом 95-й бензин в Москве на МКАД стоил 45-47 рублей, то 5 января он на большинстве заправок стоит от 47 до 48 рублей с копейками.Максимальную цену которую я видел за 95 была 49.99 рубляА максимальная цена за 100 была 54,95 рубля.Мне показалось, что рост цен составил минимум рубля полтора сразу.Это нормальная заправка с минимальной ценой на 95-й которая попалась мне на маршруте и где я собственно и заправился.P. S. были пару заправок из разряда NoNаme, где можно было заправиться за 45+, но не рискнул. 24 декабря я написал статью:В ней было написано, что с нового года цена на бензин вырастет, а в течении нескольких лет достигнут средне европейского уровня.В результате на меня ополчилась толпа кремлеботов, а содержание их комментариев не трудно предугадать: всё у нас замечательно, все домыслы, такого подорожания как я написал не будет.Что же могу сказать, они оказались правы.Цены выросли много больше чем я ожидал.Теперь три причины роста:Первая и самая существенная это отмена экспортных пошлин на нефть, которая снижена на 5% с 01.01.2020.

и пропорциональное повышение НДПИ. Это приведёт к подорожанию сырья внутри страны.Вторая это повышение акцизов на разные типы топлива с 01.01.2020.Вот как изменятся акцизыБензин который ниже 5 класса, сохраняет действующую ставку акциза– на уровне 13 100 руб. за каждую тонну топлива;Бензин 5 класса акциз возрастет до 12752 руб.

за тонну, увеличение составит 3,6% (ставка в 2020 г. – 12314 руб. за тонну) или приблизительно на 30 копеек ;Акциз ставки по дизельному топливу возрастёт на 3,4% до 8835 руб. за тонну (в 2020 г. – 8541 руб.).Но на акциз накладываются другие платежи поэтому литр подорожает намного больше.Третий и немаловажный фактор нефтяной спор России и Белоруссии.

Сегодня поставки нефти в Белоруссию прекращены, а соответственно прекратятся поставки бензина из Белоруссии в Россию. А белорусский бензин составляет до 5% бензина, потребляемого в стране. А это чревато дефицитом. А любой дефицит как известно ведёт к быстрому росту цен.Ускорение инфляции и рост мировых цен на нефть тоже поспособствует росту цен.Я думал, что цены после нового года вырастут постепенно и максимум на рубль, полтора в течении месяца.А они выросли на некоторых заправках на два-три рубля и сразу.Ну и главное что будет дальше.Бензин ещё не выбрал весь рост цены от последних акцизов, изменения пошлин и других факторов.Так что в ближайшее время мы увидим цену за 95 в 50 рублей минимум.А в долгосрочной перспективе нескольких лет все идёт к тому что цены станут на уровне среднеевропейских.

«Заморозке цен придет конец». Почему бензин опять подорожает

«Демпферы вводятся, чтобы не уничтожить рентабельность нефтепереработки вследствие повышения акциза, — объяснил эксперт. — По задумке авторов они позволят одновременно наполнить бюджет за счет акцизов, а за счет субсидий и компенсаций обеспечит НПЗ возможность заработка.

При этом о влиянии на розничный сектор не думали. Поэтому текущие параметры маневра никакого положительного воздействия на независимый сектор топливной розницы не окажут.

Маржинальность по-прежнему будет околонулевой, независимые игроки по-прежнему будут терпеть убытки и уходить с рынка. А при сокращении предложения товара его цена неизбежно растет». Опрошенные эксперты считают, что предпосылок для дальнейшего роста цен на топливо более чем достаточно.

В их числе повышение акциза, рост ставки НДС, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже. Такого мнения, в частности, придерживаются в Независимом топливном союзе, где обратили внимание на то, что «дизель» уже начал дорожать. «Зимнее дизельное топливо продается на оптовой бирже по 46,7 рублей/литр, АИ-92 — 41,7 рублей/литр, а АИ-95 — 45,5 рублей/литр, — рассказал представитель союза.

— Розничные цены и оптовые находятся примерно на одном и том же уровне. При этом ряд торговых сетей уже повысил цены на дизельное топливо до 50 рублей/литр (например, ПТК и Shell).

Если цены не повышать, независимые игроки будут нести убыток и уходить с рынка.

Соответственно, начнется сжатие предложение, что в свою очередь еще сильнее подтолкнет цены вверх. Налоговым маневром эту проблему не решить. Поэтому мы ожидаем еще одного скачка цен к концу года.

Скорее всего, он будет меньше, чем майский, но плюс 2-3 рубля — вполне реалистичный сценарий». В первую очередь подорожание коснется именно дизельного топлива, считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. «Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс.

«Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс.

рублей за тонну дороже. То есть независимые заправки уже сейчас работают в минус, а зимой будут терять еще больше, если не поднимут цены. Чтобы этого не допустить, нужно наполнить рынок нефтепродуктами. Но нефтяным компаниям до сих пор не выгодно поставлять их на внутренний рынок — на экспорте они могут заработать гораздо больше.

Снижению цен на оптовом рынке помогло бы сохранение акцизных сборов на текущей отметке.

Так, нефтяным компаниям хотят компенсировать их затраты, но зачем, если можно просто не поднимать акцизы», — объяснил эксперт. Налоговый маневр позволит сдержать цены лишь отчасти, прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Он убежден, что цена литра 95-го бензина к концу года вырастет до 47,5 рублей, а во втором квартале 2020 г. преодолеет отметку 50 рублей за литр.

На АЗС зафиксировали скачок цен.

Насколько ещё может подорожать бензин

Утром 24 сентября многие автовладельцы Магадана сделали для себя неприятное открытие.

На ряде АЗС бензин АИ-92 подорожал на 1,3 рубля. На ценниках появилась неприятная цифра — 51,6. В местном УФАС РФ такое повышение цен пояснили увеличением оптовой закупочной цены на топливо. Сейчас проводится проверка, которая должна установить, насколько обоснованно на АЗС повысили ценник. Тем более что топливо там уже немало подорожало всего два месяца назад.
Тем более что топливо там уже немало подорожало всего два месяца назад.

В июле цена выросла на 1,2 рубля.Аналогичные истории сейчас регулярно происходят по всей стране. То в одном, то в другом регионе фиксируют скачок цен на бензин, который происходит на определённых заправках. При этом в среднем по стране стоимость топлива тоже растёт.

Правда, пока незначительно. По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России в августе 2020 года выросли на 0,3% по сравнению с июлем. При этом производители топлива за это время снизили оптовые цены на 4,9%.Если брать период январь – август, то здесь стоимость бензина выросла на 1,8% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. При этом цены производителей за восемь месяцев увеличились на 6%.— Тенденция к подорожанию топлива в рознице продолжается и осенью, — рассказал главный аналитик «Телетрейда» Марк Гойхман.

— С 15 по 24 сентября средние цены на АИ-95 поднялись с 47,33 до 47,53 рубля за литр. Плавное повышение, вероятно, сохранится и в ближайшие месяцы, хотя резкие скачки маловероятны. Изменение цены будет примерно соответствовать инфляции.

Вероятное ускорение инфляции в четвёртом квартале ближе к 4% может означать с учётом иных факторов, что к концу года средняя цена АИ-95 поднимется примерно к 48 рублям за литр.По словам Марка Гойхмана, нынешнее изменение цен на бензин зависит от многих факторов. Сказывается курс рубля, общий уровень спроса и предложения топлива, экспортные цены на нефть, уровень инфляции.— Удивляться повышению цен сейчас явно не стоит.

Удивительно было бы, наоборот, если бы они не росли.

Общая инфляция в стране в августе ускорилась до 3,6%, хотя ещё в июле, по данным Росстата, составляла 3,4%. Поднялся и курс доллара к рублю. Спрос на топливо повышается по мере возвращения деловой и потребительской активности после самоизоляции.

Многие люди теперь предпочитают по возможности передвигаться на автомобилях, а не в общественном транспорте. Это происходит из-за угрозы заражения коронавирусом, — отметил Марк Гойхман.Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский считает, что у нефтяников до конца года есть ещё задел, чтобы повысить цены на топливо более чем на процент.

То есть до уровня инфляции, который сейчас равен 3,6%. Более того, она продолжит расти и уже до конца года может достичь почти 4%.

При этом, по оценкам Банка России, пик по инфляции будет пройден только в середине 2021 года. Соответственно, отмечает Иван Капустянский, на конец года мы можем увидеть АИ-95 в районе 47,5 рубля.— При этом сохраняется риск повторного ввода режима изоляции в мире из-за роста заболеваемости CoViD-19, а значит, может повториться ситуация, которую мы наблюдали в начале года.

То есть начнётся падение поставок топлива в ЕС. По этой причине производители попытаются компенсировать выпадающие доходы на внутреннем рынке.

В этом случае стоимость бензина может взлететь. Однако правительство вряд ли проигнорирует это и вмешается, чтобы остановить рост цен, — отметил Иван Капустянский.

Что будет с розничными ценами на автомобильное топливо до конца года

Никаких предпосылок для роста цен на автомобильное топливо на АЗС России выше темпов инфляции сейчас нет, сказал глава Минэнерго Александр Новак. Министр подчеркнул, что действующий регуляторный механизм не позволяет подниматься розничным ценам.

Фото: iStock Опасения роста стоимости бензина и дизельного топлива совсем не случайны, нефтяные котировки с начала года колебались в диапазоне от 70 до 20 долларов за баррель, но страхи оказались беспочвенными.

Ценники на АЗС нашей страны не отреагировали на скачки стоимости «черного золота». Есть все основания ожидать, что такое положение вещей сохранится до конца этого года.

«Какой бы ни была цена на нефть на мировом рынке, розничная цена на бензин в России будет не выше прошлогодней, проиндексированной на текущую инфляцию»

, — сказал генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов.По апрельскому прогнозу ЦБ максимальный уровень инфляции на 2020 год составит до 4,8%. Исходя из этого, средняя стоимость бензина марки АИ-92 может вырасти до 44,5 рублей, АИ-95 — до 48 рублей, АИ-98 — до 54,6 рублей за литр.

Средняя цена дизельного топлива может увеличится до 50 рублей за литр.Как отметил Иван Хомутов, среднероссийские цены на АИ-92 и на АИ-95 пока почти не изменились с начала года. При этом предпосылки для некоторого роста имеются уже при цене на нефть в 35 долларов за баррель. Сейчас сложилась достаточно низкая чистая маржа (доход) от торговли АИ-92 в мелком опте и рознице — всего 900 рублей за тонну по состоянию на 28 мая.

Маржа определяется, как разница между ценой на бензин на АЗС и отпускной ценой на топливо на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) за вычетом затрат на доставку продукта с НПЗ на АЗС и операционными затратами нефтебаз, где хранится бензин, и заправочных станций.

Нормальный же уровень дохода составляет около 2 300 рублей за тонну.

А это означает, что рано или поздно собственники заправок попытаются поднять цены в рознице, чтобы «добрать» в прибыльности. Но, в любом случае, рост цен на АЗС останется в пределах инфляции — этот предельный уровень роста определен государством и жестко им контролируется, сказал Хомутов.Низкий доход розницы и мелкого опта обусловлен высокими ценами на бензин на НПЗ. Если в конце апреля уровень дохода АЗС был выше среднего, то в мае НПЗ заметно нарастили цены.

Это было связано с увеличением нефтяных котировок и, как следствие, стоимости бензина на мировом рынке.

«Но даже при таком уровне отпускных цен на бензин российские НПЗ генерируют убытки»

, — подчеркнул Иван Хомутов. Эта убыточность может подтолкнуть их к дополнительному повышению своих отпускных цен.

А это еще сильнее уменьшит и без того низкую прибыль от торговли бензином в розницу и создаст дополнительные предпосылки для роста цен на топливо на АЗС.Говоря о разных сценариях для топливного рынка России, Иван Хомутов отметил, что если цены на нефть удержатся на уровне 40 долларов за баррель, отпускные цены НПЗ могут вырасти еще сильнее, а значит предпосылок для роста розничных цен (в пределах инфляции) станет больше. Но если цены на нефть упадут ниже 30 долларов за баррель, то не исключено, что розничные цены сохранятся на сегодняшнем уровне.

Топливо меняет курс. Стали известны цены на бензин с 1 января

Ожидаемая инфляция в следующем году составит порядка 4%. Бензин если и продолжит дорожать, то в пределах этого значения.

Таков прогноз Минэнерго. В ведомстве отметили, что правительству удалось найти способ сдержать рост цен на заправках. Демпфирующий механизм сработал. Теперь нефтяникам из бюджета частично компенсируют недополученную прибыль при поставках топлива на внутренний рынок, если экспортные цены при этом были выше.

Таким образом удалось остановить стремительное подорожание бензина, которое началось в прошлом году. Более того, в конце ноября вдруг начали падать оптовые цены.

Это выглядело довольно неожиданно после роста в начале месяца.— Цены на Санкт-Петербургской бирже (крупнейшая товарно-сырьевая биржа в стране) просели за прошлую неделю почти на 9%, — рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Это произошло из-за возросшего предложения со стороны вновь введённых в эксплуатацию нефтяных заводов.

— Это произошло из-за возросшего предложения со стороны вновь введённых в эксплуатацию нефтяных заводов. Там завершились сезонные ремонтные работы.

По всей видимости, в ближайшие недели снижение рыночной стоимости топлива продолжится. Правда, ожидать серьёзного падения розничных цен не стоит. АЗС работают на грани своих возможностей и совершенно не могут позволить себе снизить цены — это приведёт к банкротству независимых игроков.Фото © ТАСС / Шамуков РусланПри этом, по прогнозу Геннадия Николаева, вряд ли средние цены за АИ-92 окажутся выше 43 рублей за литр к концу года.

По его словам, каких либо серьёзных причин для роста цен на нефтяном рынке тоже нет. Спрос на сырьё сейчас во многом зависит от состояния мировой экономики. По мнению эксперта, соглашение между США и КНР в этом году заключено не будет, а значит, рассчитывать на увеличение темпов глобального ВВП не стоит.

Таким образом, на топливном рынке сохранится дисбаланс: предложение будет превышать спрос.— Собственно, в прогнозе Минэнерго нет каких-то конкретных значений по ценам, — обращает внимание главный аналитик ЦАФТа (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

— Там лишь говорится, что при сохранении текущей стабильной ситуации как в России, так и на глобальных рынках подорожание топлива в нашей стране не превысит уровня инфляции.

Однако, какой она будет, достоверно никто не знает. Да, есть прогнозы, которые основаны опять же на стабильности. Но давно ли стабильность стала характерной чертой российской экономики?По мнению Антона Быкова, очень важным параметром, от которого будут зависеть итоговые цены на бензин в этом году, является курс рубля.

Аналитик считает, что в декабре российская валюта имеет все шансы на 4% подешеветь к доллару. Если это произойдёт, то к январю 2020 года бензин АИ-95 в среднем по России может стоить 46,5–47 рублей за литр, а в Москве — 47–47,5.Фото © ТАСС / Смитюк Юрий— Трудно на 100% согласиться с прогнозами Минэнерго по одной простой причине, — говорит ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. — После ввода нового демпфирующего механизма на отечественном валютном и мировых сырьевых рынках не возникало периодов высокой волатильности.

То есть неочевидно, как он отработает, если рубль резко пойдёт вниз, а нефть, напротив, продолжит рост. Тогда сформируются условия для активного наращивания экспорта топлива.

Однако в целом предпосылок для резкого повышения волатильности действительно сейчас нет.На нефтяном рынке сохраняется относительный штиль.

Нефть марки Brent уже три месяца торгуется вокруг среднего уровня $60 за баррель. По словам Ивана Капустянского, это связано с ожиданием итогов длительных торговых переговоров между Вашингтоном и Пекином. Инвесторы рассчитывают, что сделка будет заключена, однако сроки, вероятно, уже переносятся на следующий год.

Так что, по мнению аналитика, и в следующем году пока нет предпосылок для резкого роста стоимости топлива.

Вверх

Сильная зависимость российской экономики от нефти и цен на нее — неоспоримый факт.

Но мнения о том, как именно топливный рынок влияет на все остальные процессы, сильно разнятся. Среди широких масс бытует мнение, что бензин в нефтедобывающей стране должен быть по умолчанию очень дешевым или вовсе бесплатным. Некоторые экономисты, опираясь на примеры Норвегии и США, ждут от цен на российских заправках четкого следования мировым котировкам.

От действительного положения вещей далеки обе позиции. Почти 30 лет, прошедшие с распада Советского Союза, доказали, что топливо в России может только дорожать — вопрос лишь в том, насколько быстро.

Причин сразу несколько, от курса рубля до нового бюджетного правила, призванного сгладить последствия масштабной налоговой реформы. Обреченные на рост — в материале .В конце июня цены на бензин Аи-95, более качественный по сравнению с самым популярным Аи-92, исторического максимума.

На Санкт-Петербургской международной топливно-сырьевой бирже () тонна 95-го стоила 58,1 тысячи рублей.

Экономисты поспешили объяснить происходящее последствиями коронавируса: после отмены большинства ограничений потребление и спрос восстановились быстрее, чем производство на нефтеперерабатывающих заводах, — отсюда временный дефицит. На самом деле проблема имеет более глубокие корни и тянется с 1990-х годов, когда на смену советской плановой экономике пришла рыночная, предусматривающая свободно устанавливаемые курсы валют.Чтобы понять, почему бензин в России последние 30 лет без оглядки на нефтяные цены и почти никогда не дешевеет вслед за ними, необходимо разобрать процессы ценообразования на нефть и нефтепродукты (дизель, мазут, газойль, керосин и другие виды топлива).
На самом деле проблема имеет более глубокие корни и тянется с 1990-х годов, когда на смену советской плановой экономике пришла рыночная, предусматривающая свободно устанавливаемые курсы валют.Чтобы понять, почему бензин в России последние 30 лет без оглядки на нефтяные цены и почти никогда не дешевеет вслед за ними, необходимо разобрать процессы ценообразования на нефть и нефтепродукты (дизель, мазут, газойль, керосин и другие виды топлива).

Единственные потребители нефти — НПЗ. Сырье они покупают тремя способами: через долгосрочные договоренности с добывающими компаниями; на бирже, где торгуются фьючерсные контракты (с фиксированной ценой и датой поставки в будущем); на специальных хабах (торговых площадках), где срок между сделкой и поставкой сокращен до двух рабочих дней.

Цены по долгосрочным контрактам прописаны заранее на годы вперед, в остальных случаях определяются объемом спроса и предложения. К примеру, в последние месяцы на фоне закрытия целых отраслей потребность большинства стран в нефтепродуктах радикально снизилась и только теперь начинает восстанавливаться до былых уровней, из-за чего и котировки фьючерсов. На долгосрочных соглашениях это пока не отразилось, но может повлиять в будущем.Посредниками выступают профессиональные трейдеры, доставляющие нефть от продавца к покупателю.

Заводам они тоже помогают сбыть переработанное топливо — автозаправочным станциям, промышленным предприятиям, обслуживающим аэропорты компаниям. Трейдеры, комбинирующие все способы торгов и нередко запасающиеся товаром напрямую от производителя, извлекают выгоду из стоимости контрактов с разными сроками исполнения: более отдаленные фьючерсы в нормальной ситуации стоят дороже. Но такой порядок действует только на международном рынке — на национальных все сильно зависит от того, выступает ли страна экспортером или же закупает ресурсы за границей.При импорте все просто: завод покупает нефть на общемировых условиях, производит из нее бензин и перепродает в собственной стране.

К закупочной стоимости добавляются затраты на транспортировку и переработку, желаемая прибыль, и в результате образуется конечная цена для покупателя — сети АЗС. Купить за рубежом можно и готовый бензин, цена будет схожей, поскольку в нее будут включены те же компоненты.

Этот принцип импортным паритетом.Но для НПЗ из добывающей страны порядок уже другой: закупать нефть приходится у «своих», а цена получается путем вычитания из международных котировок тех же транспортных и остальных сопутствующих расходов. В России дополнительно вычитается экспортная пошлина, которую государство взимает с продавцов за каждую тонну отправленной за границу нефти, но добавляется акциз, не взимаемый с вывозимых товаров.

Это паритет: из базовой мировой цены убираются (а не добавляются, как при импорте) излишки.Перед российскими нефтяниками стоит выбор: отправить добытую продукцию на экспорт или продать в родной стране.

Компании исходят из того, что выгода в обоих случаях должна быть равной (то есть паритетной). Поскольку при продаже нефти на внутреннем рынке не надо тратиться на доставку (обычно в порт нидерландского Роттердама) и экспортную пошлину, продавцы готовы делать скидку — ее не перевешивают даже прибавляемые акцизы.

Российскому заводу сырье достается дешевле, чем европейскому. Но после переработки они сталкиваются с той же дилеммой: отправить бензин за границу или продать внутри страны дешевле — при вывозе нефтепродуктов тоже уплачивается пошлина.Нетбэк — ценовой ориентир для нефтедобывающих и перерабатывающих компаний, имеющих возможность отправлять свою продукцию на экспорт.

Опираясь на него, предприятия устанавливают приемлемую для себя стоимость продажи на внутреннем рынке.

В случае России вычисляется путем вычитания из мировых котировок затрат на транспортировку нефти и нефтепродуктов, экспортной пошлины, а также добавления внутренних акцизов.

При этом окончательная внутренняя цена устанавливается в ходе биржевых торгов Обычно решение принимается исходя из текущих рыночных реалий.

Объемы нефти и нефтепродуктов, не распроданные по долгосрочным контрактам, экспортируются, если мировая цена за вычетом всех расходов (она называется нетбэком) выше внутрироссийской.

Это приводит к снижению предложения внутри страны (и возможному дефициту), в результате внутренние расценки растут.

Когда продавать дома выгоднее, нефтяники и переработчики отказываются от экспорта и провоцируют избыток предложения, стоимость падает. Таким образом стоимость нефти и бензина в России зависит от международной, на которую ориентируются все заинтересованные стороны.Сами по себе оба паритета — и экспортный, и импортный — подразумевают, что цены для конечных потребителей могут меняться в зависимости от внешних условий, причем в любую сторону.

Так происходит в Европе и США, которые считаются одними из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, но из-за несовершенства транспортной системы вынуждены закупать значительные объемы за рубежом.

Американский президент два года назад наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салману и требовал увеличить добычу, чтобы в преддверии выборов в Конгресс привлечь неопределившихся избирателей дешевым бензином.В России много перекосов. Главный связан со слишком сильной зависимостью экономики от нефтегазовых доходов.

Особенно заметной она была после распада СССР и банкротства многих производств, не выдержавших конкуренции с более дешевой и качественной импортной продукцией. На нефть до сих пор 62 процента всех поставленных за границу товаров (по итогам 2020 года, в расчет не принимались услуги).В 2018 году, который взял за базовый, добыча и переработка полезных ископаемых (не только нефти и газа, но также угля, торфа, руд и прочих) российской экономике 34,3 процента всей добавленной стоимости (сумма всех добавленных стоимостей образует ВВП). На обрабатывающие производства, к которым относятся почти все остальные отрасли промышленности, кроме электро- и гидроэнергетики, пришлось 53,2 процента.По , нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2020 году составили 7,9 триллиона рублей, или 39,2 процента от всех поступлений.

Сюда налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, а также недавно внедренные налог на добавленный доход (НДД) и акциз на нефтяное сырье.

Налог на прибыль компаний отрасли и НДС в статистике не учитываются, и некоторые экономисты считают такой подход некорректным. Согласно их , нефтегазовый сектор в прошлом году принес стране 10,5 триллиона рублей, или 52,2 процента всех бюджетных доходов.Такая зависимость обычно к «голландской болезни». Определение ей дали в 1970-х — после того, как в нидерландском Гронингене было открыто крупное газовое месторождение.

Страна быстро привыкла зарабатывать легкие деньги, но приток на местный валютный рынок «лишних» долларов (за которые во всем мире традиционно продаются углеводороды) привел к чрезмерному укреплению ходившего тогда в обороте гульдена.

Спрос на него создавали экспортеры газа, нуждавшиеся в национальной валюте для выплаты зарплат, налогов, инвестирования в расширение производства.В итоге страдали экспортеры из других, более технологичных отраслей: их продукция в пересчете на доллары стоила больше, чем могла бы при слабом гульдене, что отталкивало покупателей и снижало выручку. Производства переживали спад и закрывались, поскольку ввозить в страну импортные товары зачастую было выгоднее.

Виновником «голландской болезни» чаще всего становятся именно ресурсодобывающие компании. В России такой эффект называют «нефтяной иглой».Отечественная экономика ощущает на себе дополнительные риски: курс рубля не просто вслед за ростом нефтегазового экспорта, но и колеблется в зависимости от движения мировых цен на углеводороды, особенно на нефть. В большинстве финансово стабильных стран существует один основной способ управлять курсом национальной валюты — изменять ключевую ставку на рынке.

Чем она ниже, тем менее привлекательны местные активы для внешних инвесторов, а значит — меньше спрос на валюту.

Для России цены на нефть служат дополнительным и очень существенным фактором, на который власти к тому же имеют ограниченное влияние.

Избыточная выручка экспортеров, продаваемая на внутреннем рынке, укрепляет рубль, ее отсутствие — ослабляет его.Колебания неопределенностью для всех, кто не связан с нефтью и газом. К примеру, продавцы импортной электроники, валютные цены на которую обычно растут в пределах инфляции, несут дополнительные непредвиденные расходы при каждом падении курса рубля.

Парадоксально, но нефтяники разницы почти не замечают. Для них рублевый ориентир — нетбэк (мировая цена за вычетом экспортной пошлины и логистических затрат) — всегда остается стабильным. Чем выше он в долларах, тем «сильнее» рубль, и наоборот.

Грубо говоря, итоговая стоимость для российских НПЗ при цене 50 долларов за баррель и курсе 60 рублей за доллар будет такой же, как и при 100 долларах за баррель, но курсе 30 рублей за доллар. То же происходит с бензиновым нетбэком, который заводы принимают за базу при торгах на российских биржах. Крупнейшая площадка — Санкт-Петербургская международная топливно-сырьевая биржа.Как следствие, цены на производимый заводами бензин долгие годы оставались предсказуемыми: независимо от внешней конъюнктуры они немного росли — на величину инфляции и регулярно повышаемых правительством акцизов.

Этот косвенный налог, как и НДС, включается в стоимость товара и оплачивается конечным потребителем. В цене российского бензина акцизы занимают от 18 до 30 процентов, а все налоги в совокупности — до 65 процентов.

Единственное исключение случилось в кризисном 2009 году, когда по всему миру, включая Россию, как и сейчас, упало производство и спрос на топливо. Добывающие компании и НПЗ вынуждены были ненадолго снизить цены на свою продукцию.Пять лет спустя на мировом рынке сильнейший обвал.

В течение 2014 года фьючерсы Brent подешевели на 45 процентов (примерно со 100 до 55 долларов за баррель), а в 2014-2016 годах суммарно — на 70 процентов.

Причиной назвали резкое оживление на американском сланцевом рынке — именно на него пришлось около половины глобального роста добычи, хотя прежде его доля не превышала шести процентов.

В обычной ситуации внутренние цены на бензин в России остались бы практически неизменными: «ослабевший» рубль сохранил бы нетбэк для добытчиков на прежнем уровне.Но падение слишком сильным.

Иностранные инвесторы, привыкшие видеть в нефтегазовом секторе основу российской экономики, испугались за ее дальнейшие перспективы и начали массово распродавать активы, избавляясь от освободившихся ненужных рублей.

Ситуацию дополнительно подогревали спекулянты, спешившие переложиться в более надежные активы, и некоторые компании, лишившиеся из-за недавно введенных санкций доступа к зарубежному капиталу.

Они срочно занимали рубли и покупали на них валюту на внутреннем рынке.В итоге за год российская валюта 56 процентов стоимости, а в «черный вторник» 16 декабря побила абсолютный антирекорд: доллар торговался за 80 рублей, евро — за 100. Падение курса рубля оказалось более сильным по сравнению с ценами на нефть. Баланс был нарушен, и к концу 2014 года рублевый нетбэк, вопреки прежде работавшим правилам, вырос, потянув за собой стоимость бензина.

За год она увеличилась на 8-11 процентов.Следующие два года цена снова оставалась стабильной, пока в феврале 2017-го в России не бюджетное правило.

Попытки запустить его предпринимались и раньше, но оказывались безрезультатными. Правило предписывает, что все нефтегазовые доходы, полученные сверх уровня, который обеспечила бы цена на нефть российской марки Urals в 42,6 доллара за баррель, не поступают напрямую в бюджет и не могут тратиться на текущие нужды.

Они направляются в (ФНБ) — единственный оставшийся в России суверенный фонд, в котором государство средства, инвестируя их в надежные низкодоходные активы.

Когда нефть опускается ниже базовой отметки, активы фонда распродаются для поддержания курса рубля, пострадавшего от нехватки экспортной выручки.В ФНБ иностранные государственные облигации, номинированные в долларах, евро, юанях и других валютах.

Поступающие в него средства предварительно обмениваются на них, ослабляя тем самым рубль. Выходит, что часть валютной выручки, только что проданной ради уплаты налогов и пошлин, пускается в обратный путь. В среднесрочной перспективе курс рубля остается на приблизительно одинаковом низком уровне, а рублевый нетбэк по нефти и бензину ориентируется только на мировые цены и следует за ними.

Исключения возможны на короткой дистанции в случае слишком резких потрясений, подобных мартовскому ценовому обвалу после сделки ОПЕК+, поскольку проводит операции постфактум по итогам каждого месяца.

Власти много говорили, что курс рубля наконец-то «отвязался» от цен на нефть.Однако тут в дело вмешались акцизы, размер которых правительство ежегодно изменяет — иногда снижает, но чаще увеличивает.

Обычно рост не превышает уровня инфляции, но с января 2018-го сразу 10,7 процента (при годовой инфляции около четырех процентов) — до 11,2 тысячи рублей за тонну бензина класса «Евро-5» и 11,2 тысячи рублей за тонну дизельного топлива. Власти это решение стремлением направить собранные средства на строительство сразу двух важных автотрасс: калининградского «Приморского кольца» и крымской «Тавриды».Даже (ФАС) против столь резкого роста акцизов, опасаясь роста розничных цен. К тому же в апреле 2018-го США очередные санкции — на этот раз в отношении российских бизнесменов, тесно связанных, по их мнению, с Кремлем.

Новые ограничения отпугнули инвесторов, побоявшихся иметь дело с крупнейшими российскими компаниями, поскольку это грозило запретом на работу в Америке. Курс рубля , что только усилило эффект от приобретения валюты для ФНБ по бюджетному правилу. Нетбэк подрос сильнее ожидаемого, вслед за ним — и розничные цены на бензин.

С середины марта по июль Аи-92 на девять процентов; Аи-95 — на 8,5; дизель — на 6,4. И такой рост в сложившихся международных условиях был еще сдержанным, ведь рублевый нетбэк за это же время увеличился почти на 25 процентов.

Повысить цены еще сильнее НПЗ и АЗС мешали ограниченные возможности покупателей.Правительство кинулось ситуацию вручную и договорилось с крупнейшими производителями о заморозке цен. Потенциальным нарушителям пригрозили поднять экспортную пошлину на бензин с 30 до 90 процентов от величины пошлины на сырую нефть (что привело бы к резкому снижению бензинового нетбэка).

Особенно сложно владельцам АЗС приходилось осенью 2018 года, когда мировые котировки на нефть взлетели из-за падения добычи в Венесуэле и Иране (стоимость барреля североевропейской марки Brent доходила до 86 долларов), а повышать цены на заправках по-прежнему было нельзя. Даже экстренное акцизов — на 3,7 тысячи рублей за тонну бензина — не сильно выправило положение независимых (от крупных холдингов) сетей.Продлить заморозку и на начало 2020 года.

По условиям нового соглашения, цены на бензин могли расти только на величину инфляции, а в начале года — еще и на размер повышения НДС, который увеличился с 18 до 20 процентов.

Но главным событием в отрасли завершение налогового маневра, рассчитанного до 2024 года. Он предусматривает постепенное снижение экспортных пошлин с одновременным повышением НДПИ. Последний гораздо привлекательнее для государства, ведь им облагается вся добываемая в России нефть, а не только экспортируемая.

До 65 процентов стоимости российского бензина приходится на налоги и сборы Но снижение пошлин означает увеличение нетбэка, а значит — открывает новые возможности для роста внутренних цен. Чем ниже пошлина, тем выгоднее продавать топливо за границу, что приводит к сокращению предложения на родине.

К тому же нефтеперерабатывающие заводы постепенно лишаются так называемой бюджетной субсидии в виде разницы между экспортными пошлинами на сырую нефть и на нефтепродукты. К примеру, в 2017 году (последнем перед разработкой налогового маневра) российские НПЗ сообща 1,4 триллиона рублей, а потеряли из-за пошлин только 782 миллиарда. В отсутствие такой поддержки рентабельность многих из них могла снизиться до критических значений.В качестве решения проблемы был разработан специальный механизм обратного акциза.

В Налоговом кодексе новый подакцизный товар — нефтяное сырье, под которым понимается вся нефть, купленная заводом для переработки на домашнем рынке. Если нефтяная компания соблюдает норматив по количеству такой нефти (в процентах от всей добытой), ей начисляется дополнительный акциз. Однако платить его, в отличие от всех остальных, не нужно — он засчитывается в виде вычета и уменьшает общую сумму налогов за отчетный период.

Акциз был рассчитан в первую очередь на вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) — крупные холдинги, в состав которых входят и добывающие подразделения, и НПЗ, и собственные сети заправок, но распространяется также и на независимые НПЗ.Демпфирующая надбавка, или демпфер — основная компонента обратного акциза на нефтяное сырье (новый подакцизный товар, введенный в 2018 году), призванная компенсировать перерабатывающим компаниям потери от налогового маневра и сдержать повышение цены на внутреннем рынке. Вычисляется как разность между текущим нетбэком и установленной заранее на весь год условной ценой внутреннего рынка, помноженная на коэффициент.

В 2020 году коэффициенты установлены в размере 68 процентов на бензин и 65 на дизельное топливо. При слишком низких экспортных ценах демпфер становится отрицательным, что увеличивает выплачиваемые компанией налоги и компенсирует бюджету траты на выплату положительного демпфера.

Это становится одной из главных причин невозможности ощутимого снижения цен на бензин в РоссииУсловия его получения просты: необходимо либо производить высококачественный бензин по стандарту «Евро-5» в доле не менее 10 процентов от всей продукции, либо потратить на модернизацию как минимум 60 миллиардов рублей за несколько лет. Главная составляющая обратного акциза — так называемая демпфирующая надбавка, или попросту демпфер.

По своей величине она, как правило, намного превосходит сам акциз. она как разница между рублевым нетбэком на бензин и условной внутренней ценой, которую правительство устанавливает на год вперед, ориентируясь на прошлогодние рыночные значения. Если нетбэк выше, большая часть разницы (68 процентов для обычного бензина и 65 — для дизеля) компенсируются государством через демпфер — фактически НПЗ уменьшает на эту сумму налоги.Власти надеялись, что производители бензина, получив компенсацию, не будут отправлять продукцию на экспорт или повышать цены внутри страны.

Однако и у этой меры есть очевидные недостатки. Главный заключается в том, что демпфер может быть отрицательным — в том случае, когда нетбэк ниже условной цены.

Тогда 68 процентов разницы придется выплачивать уже самим НПЗ в виде дополнительного налога (вычет попросту исчезнет), и стимула сдерживать цены на внутреннем рынке у них уже не будет. Более того, законом предусмотрено, что демпфер перестанет начисляться, если текущие внутренние цены на 10 процентов и более превышают условную. Продавцам выгодно держать котировки именно на таком уровне, чтобы избежать отрицательного демпфера.

Если же он положительный, имеет смысл установить цену, максимально близкую к планке «условная стоимость плюс 10 процентов».Но и это еще не все. Условная цена, с которой сравнивается экспортная альтернатива, многими воспринимается как недостаточно корректный ориентир. Она не реагирует на текущие рыночные изменения и весь год остается на одном уровне, а в следующем просто индексируется на пять процентов.

Если предположить, что в будущем мировые цены будут снижаться, вероятность отрицательного демпфера только вырастет. У НПЗ, а следом и у розничных продавцов бензина не остается повода снижать расценки.Кроме того, демпфирующие надбавки к обратному акцизу по разным видам топлива — обычному бензину и дизелю — учитываются вместе, что нередко приводит к завышению котировок, даже когда этого можно избежать.

К примеру, отрицательный демпфер на бензин перекрывает положительный на дизель, заводу доначисляются налоги, и он вынужден перекладывать их на покупателей.Независимые АЗС свои варианты выхода из ситуации.

Среди них — установление нижней планки относительно условной цены (по аналогии с верхней), за которой демпфер будет обнуляться.

По мнению авторов, такая мера будет стимулировать производителей опускать цену ниже планки, но на деле аргумент выглядит спорным.

В 2020 году условная цена равна 53,6 тысячи рублей за тонну бензина.

Даже если нетбэк будет составлять хотя бы 50 409 рублей (или выше), уплата в бюджет отрицательного демпфера без повышения оптовой цены на бензин будет для НПЗ выгоднее, нежели добровольное снижение до уровня условной цены минус 10 процентов. В начале 2020 года нетбэк для бензина находился на уровне 53 773 рублей.В последние месяцы он существенно — из-за падения спроса на топливо в условиях пандемии. Пока вертикально интегрированные нефтяные компании и независимые НПЗ исправно платят государству отрицательный демпфер, видимо, опасаясь, штрафных санкций или новых ограничений.

Только за март в бюджет поступило 10,5 миллиарда рублей. Но теоретически переработчикам ничто не мешает поднять цены до уровня выше 58 960 рублей за тонну (условная цена плюс 10 процентов), чтобы обнулить отрицательный демпфер. Нынешние котировки на немного не дотягивают до этого значения, на отметке 58 174 рубля.По-настоящему действенным шагом была бы отмена отрицательных демпферов.

Тогда приемлемая для НПЗ цена могла бы опускаться ниже условной отметки — при располагающей внешней конъюнктуре. Но власти едва ли пойдут на такой шаг, ведь им надо возмещать доходы бюджета, выпадающие из-за компенсаций заводам (в виде положительного демпфера), а заодно из-за упавших цен на нефть. Также стоит снять запрет на импорт бензина из-за рубежа, временно правительством для отсеивания конкуренции отечественным перерабатывающим предприятиям.В глобальном плане для того, чтобы на российском топливном рынке установилось здоровое ценообразование, предполагающее возможность снижения котировок, необходимы более глубокие перемены.

Отечественной экономике нужно сократить слишком сильную зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. Тогда изменения мировых цен не будут влиять на курс рубля, а значит, нетбэк станет плавающим (и даже бюджетное правило не способно будет внести коррективы). Укрепление международной роли российской валюты послужит той же цели — при условии, что хотя бы какая-то часть поставок за рубеж будет оплачиваться рублями.Некоторые страны, в основном с авторитарным правлением, решают проблему иначе.

Они выплачивают нефтяникам и переработчикам субсидии за снижение цен для населения. Размеры таких льгот намного превышают российские демпфирующие надбавки.

Так, в Венесуэле литр бензина 2,5 цента, в Саудовской Аравии до недавнего времени — 24 цента (пока власти не инициировали на 80 процентов), в Кувейте — 34 цента. Президент Туркмении два года назад распорядился повысить цены в 1,5 раза — до 42 центов за литр.Однако компенсируются низкие цены, как правило, двумя способами: повышением налогов или переводом всей нефтяной отрасли под полный контроль государства. Зачастую позволить себе слишком низкие расценки на заправках могут добывающие страны с небольшим населением.

Так они реализуют концепцию нефтяной ренты, делясь с жителями доходами от экспорта.

В полноценной рыночной экономике бесплатные либо слишком дешевые ресурсы невозможны — ведь каждая компания должна преследовать коммерческий интерес.Обратным примером может служить Норвегия. Государство с населением пять миллионов человек имеет развитую и диверсифицированную экономику: помимо нефти и газа, экспортирует оружие, сельскохозяйственную продукцию, зарабатывает на туризме. Колебания цен на ресурсы не приводят к резким перепадам курса национальной валюты — кроны.

К тому же нефтегазовые доходы бюджета не зависят от налогов. Они в казну напрямую в качестве платы за пользование принадлежащими государству месторождениями и трубопроводами, что позволяет избежать постоянных изменений в налоговой политике властей и введения аналога российского демпфера.С 1990-х функционирует знаменитый Норвежский пенсионный фонд, самый крупный суверенный фонд в мире с активами общей стоимостью выше триллиона долларов. В нем, как и в российском ФНБ, накапливаются сверхдоходы от продажи углеводородов, однако они не могут использоваться на текущие нужды и предназначены будущим поколениям норвежцев.

Цены на местных АЗС в зависимости от текущей конъюнктуры.

Такая модель может стать ориентиром для России. В отличие от постоянно меняющихся российских условий, она годами доказывает свою эффективность.

Бензин снова подорожал.

Что будет с ценами в октябре

Средние розничные цены на бензин с 16 по 22 сентября выросли на одну копейку — до 44,61 рубля за литр, на дизель — на две копейки, до 46,17 рубля.

Такова статистика Росстата. На первый взгляд, рост небольшой.

Только стоит вспомнить, что до этого четыре недели подряд цены были стабильны. Так что это повышение после почти месячного затишья.

К тому же подорожание в разных регионах идёт разными темпами. Цены выросли в 18 субъектах федерации. Больше всего в Хабаровске. Там бензин подорожал сразу на 0,6%.— Весна и осень — время повышенного спроса на топливо, так что ускорение роста цен в эти месяцы абсолютно нормально, — поясняет главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

— Если учитывать опыт прошлых лет, то к началу ноября литр АИ-95 должен стоить около 46,9–47,5 рубля, а АИ-92 — 43–43,5.

Но, как мы видим, этот рост сейчас сдерживает и пристальное внимание высшего руководства страны, и демпфирующий механизм, и подавленный спрос граждан.Фото © ТАСС / Сергей КоньковПо словам Антона Быкова, помимо спроса на цены оказывают влияние и дополнительные факторы.

Во-первых, скачки цен на нефтяном рынке, которые делают экспорт бензина из России более привлекательным по сравнению с продажами его на внутреннем рынке.

Это может влиять на объём предложения, то есть приводить к сокращению топлива на российских заправках.Во-вторых, в сентябре полным ходом идут плановые ремонтные работы на российских НПЗ.

Как отмечает Антон Быков, из-за этого в отдельных регионах может сокращаться предложение бензина. В результате растут издержки на доставку топлива, что тоже влияет на конечную цену.— Оснований для резкого роста цен сейчас нет, но плавное подорожание топлива ожидаемо, — говорит директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

— У нефтяников ещё есть пространство для повышения цен, чтобы компенсировать свои растущие расходы. Автомобилисты должны быть готовы к дальнейшему подорожанию бензина в рамках инфляции (по прогнозам, она составит 4,3% за год).Фото © ТАСС / Станислав КрасильниковС начала года бензин подорожал на 1,7%, напоминает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.

По его словам, эта динамика абсолютно укладывается в прогноз правительства о том, что максимальный рост цен до конца года может быть на уровне инфляции. Так что до конца года бензин вполне может прибавить в цене ещё 2,6%.— Рентабельность независимых АЗС, которые обслуживают порядка 60% топливного рынка, вновь оказывается под ударом и в среднем снизилась до 7%, — говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов. — Это связано с тем, что они закупают топливо у перекупщиков.

Для того чтобы покупать более дешёвое топливо на бирже, нужно вносить предоплату, а у независимых АЗС нет на это денег.

В любом случае стоимость топлива в России будет стремиться к среднеевропейской. И до конца года цена на бензин может достигнуть 50 рублей за литр.

Бензин снова подорожал на АЗС

Газета «Коммерсантъ» от 26.10.2020, стр. 9 Рост цен на АЗС ускорился в октябре в большинстве регионов.

Так, наиболее популярные марки топлива АИ-92 и АИ-95 дорожают на 0,1% в Центральной России. По мнению источников “Ъ”, нефтекомпании воспользовались возможностью повысить розничные цены на топливо в пределах инфляции, пока спрос окончательно не перешел к традиционному осеннему спаду.

В крупных городах на спросе также отрицательно может сказаться отказ части граждан от поездок в связи с удаленной работой, хотя более жестких ограничений из-за всплеска заболевания коронавирусом власти пока вводить не планируют. Розничные цены на бензин ускорили рост в октябре.

По данным ЦДУ ТЭК, в центральной части РФ стоимость АИ-92 и АИ-95 за неделю, закончившуюся 18 октября, увеличились на 0,1%, до 43,3 руб.

и 46,9 руб. за литр соответственно. В среднем по России АИ-92 и АИ-95 подорожал с той же скоростью, до 43,7 руб. и 47 руб. за литр.Наибольший рост цен был зафиксирован в Калмыкии, Коми и Астраханской области, где бензин подорожал на 0,6–0,7%.

В Дальневосточном федеральном округе, где традиционно наиболее высокая стоимость топлива, цены остались неизменными. По данным Росстата, цены в сентябре-октябре остаются стабильными, небольшой рост наблюдался лишь в начале октября.

С начала года топливо подорожало на 2,3% при накопленной инфляции в 3,2%.В начале октября на бирже СПбМТСБ бензин также стал дорожать после длительного падения цен в сентябре.

C конца сентября стоимость АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 3%, до 47,3 тыс. руб. и 49,6 тыс. руб. за тонну соответственно. Обычно розничные цены повторяют динамику оптового рынка с временным лагом.

Однако по негласным договоренностям нефтекомпаний и правительства рост цен на АЗС не должен превышать уровень инфляции. По словам источников “Ъ”, компании не использовали в полной мере эту возможность в течение лета и сейчас корректируют цены в рамках допустимой динамики.

Однако большинство опрошенных собеседников “Ъ” считают, что в целом цены останутся стабильными.

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов 25 октября в эфире «России 1» заверил, что «если рост и будет, мы никогда не превысим показателей инфляции». Текущее увеличение цен в рознице благоприятно повлияет на независимые АЗС.По оценке «Петромаркета», за неделю с 9 по 16 октября чистая маржа реализации бензина АИ-92 на заправках в среднем по стране выросла на 0,4 руб. за литр (до 0,9 руб. за литр), а для АИ-95 — на 0,3 руб.

за литр (до 2,9 руб.). Это произошло в основном за счет снижения цен в мелком опте, где небольшие заправки закупают товар. Традиционно в конце октября спрос на топливо падает из-за завершения сезона отпусков и наступления холодов.

В этом году в России на спрос может также оказать существенное давление фактор распространения коронавируса.

Хотя власти, в отличие от весны, не вводят жестких карантинных мер, все же значительная часть трудоспособного населения сокращает поездки из-за перехода на удаленный режим работы. Весной в условиях карантина рухнувший спрос заставил нефтекомпании резко снизить производство, в мае рынок пережил шок из-за резкого увеличения спроса на фоне снятия карантинных мер.

Сейчас нефтекомпании стараются найти баланс, сокращая поставки на внутренний рынок: так, с 7 по 13 октября относительно предыдущей недели отгрузки упали почти на 9% для автобензина и на 2% для дизтоплива.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+