Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Конституция рф выборы президента судимость

Конституция рф выборы президента судимость

К выборам допустят


Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок. В иных случаях оно не соответствует Конституции. Именно так сегодня заявил Конституционный суд.

Он в открытом заседании провозгласил постановление по делу, о котором разгорелись жаркие споры. Речь идет о конституционности отдельных положений Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

, Уголовного кодекса РФ, избирательного законодательства Кировской области и Приморского края. Само это дело рассматривалось Конституционным судом в сентябре, а решение было оглашено лишь сегодня.

Поводом к рассмотрению дела стали жалобы нескольких граждан. Все заявители, а их шесть человек, жаловались на норму избирательного законодательства, по которой им теперь пожизненно запрещено баллотироваться в губернаторы, мэры и местные депутаты.

Дело в том, что с 1 июля 2012 года вступили в силу изменения в федеральное избирательное законодательство. По ним запрещается баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, когда-либо приговоренным судом к лишению свободы. Но не просто судимые, а наказанные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Но не просто судимые, а наказанные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Все заявители выдвинули свои кандидатуры на выборах различного уровня в единый день голосования 14 октября 2012 года. Но им было отказано в регистрации со ссылкой на установленный законом запрет.

Хотя у всех к моменту регистрации судимость была снята или погашена. Среди заявителей были и самовыдвиженцы, и члены федеральных партий. Бывшие арестанты претендовали в основном на посты на муниципальном уровне.

По мнению заявителей, оспариваемые ими нормы фактически пожизненно лишают их пассивного избирательного права.

По мнению тех, кто пожаловался в суд, они вопреки конституционному принципу дважды наказаны за совершение одного преступления. Кроме того несостоявшиеся политики считают оспариваемую норму несоразмерной и неоправданной, поскольку она не учитывает, был ли назначенный судом срок реальным или условным, была ли судимость снята или погашена, а также другие обстоятельства.

Сейчас в российском законодательстве действительно есть некая коллизия. По «Основным гарантиям избирательных прав» граждане, «осужденные за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений», пассивного избирательного права не имеют.

Но из закона «О выборах президента Российской Федерации» следует, что главой государства может стать человек с погашенной или снятой судимостью. Представитель правительства в КС Михаил Барщевский посчитал, что определенные ограничения активного и пассивного избирательного права соответствуют интересам общества.

В то же время он отметил, что нормы нуждаются в уточнении, конкретизации. В общем, представители органов госвласти доказывали суду, что такой запрет — не наказание, как пишут заявители, а всего лишь дополнительное требование к профессиональным качествам народного избранника.

Судимые граждане, например, сейчас не могут претендовать на должности судей, милиционеров или сотрудников служб безопасности. И с этим никто не спорит. Председательствовал на этом заседании Валерий Зорькин. Вот как выглядит позиция Конституционного суда.

По мнению судей, правовая демократия требует надежно защитить ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Исходя из этого, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, преследует конституционно значимые цели.

Тем не менее, соответствующие нормы должны основываться на конституционных критериях и учитывать основные принципы и положения международного права. Действующее законодательство ограничивает пассивное избирательное право осужденных бессрочно и необратимо. По сути, они навсегда лишаются своего конституционного права.

По сути, они навсегда лишаются своего конституционного права. Столь суровая мера не может быть оправдана одним лишь наличием у гражданина судимости. Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок.

В иных случаях оно не соответствует Конституции.

Оспариваемые нормы не делают различий между реальным и условным наказанием, не учитывают срок лишения свободы, степень общественной опасности преступления.

Конституционный Суд указал федеральному законодателю на то, что сроки ограничения пассивного избирательного права осужденного должны соотноситься со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса.

В исключительных случаях за отдельные преступления (вследствие повышенной степени их общественной опасности) могут быть установлены более продолжительные сроки ограничения в разумных пределах. Суд сказал — законодатель обязан не только поправить закон, но и установить процессуальные гарантии, обеспечивающие восстановление пассивного избирательного права ранее судимых.

По мнению Конституционного суда изменения в законодательство должны быть внесены незамедлительно, чтобы обеспечить проведение выборов, которые будут назначены после вступления в силу постановления Конституционного Суда.

Напомним, что это решение обжалованию не подлежит. От первого лица Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда: — Проблема заключается вот в чем.

Конечно, государство должно бороться с преступностью. У нас у всех вызывает чувство отторжения, когда преступник идет во власть.

Это несовместимые понятия. Вместе с тем, есть и иное. В правовом демократическом государстве каждый человек, который совершил преступление, все же имеет право не быть вечно под дамокловым мечом.

Срок судимости, когда она погашается, назначается для того, чтобы еще раз убедиться, что человек исправился. Правда, за исключением одного случая, как это вытекает из статьи 32 части 3 нашей Конституции, когда человек приговаривается к пожизненному лишению свободы, тогда понятно, что он никогда не сможет избираться по нашей Конституции. Ведь спектр преступлений самый разный.

Предположим, в 19 лет юноша угнал машину два раза, в этом случае он становится человеком, который признается, лицом, совершивший неоднократно тяжкое преступление. А потом, с учетом всего прочего, вдруг суд говорит: давайте дадим ему условное осуждение, скажем, три года и два года с испытательным сроком.

А потом год он хорошо себя вел, с него сняли судимость досрочно. Вот вся судьба этого человека в связи с уголовным законом.

И потом по жизни он ничего плохого не совершал. После этого прошло 15-20 лет, он подает заявление о том, что хочет избираться в муниципальный совет своего поселка, ему говорят: нельзя, потому что ты был осужден.

Есть и другая ситуация, когда перед нами серийный преступник, насильник, убийца. Это совсем другое дело. И виды преступлений очень разные — коррупция, мошенничество, кража простая, оскорбление достигшее уголовной наказуемости. Спектр преступлений огромный, но на него накрывается общий колпак: никому нельзя — ни с тремя годами условно, ни с двадцатью годами лишения свободы, ты никогда не сможешь быть избранным.

Наша Конституция защищает права людей. Я имею в виду не только тех, кто совершил преступление, но и тех, кто должен быть защищен государством против преступников.

Но мы считаем, что человек, который не лишен свободы пожизненно, не может быть пожизненно лишен права быть избранным.

Это противоречит и 32-й статье части 3, и 55-й статье, части 2, которая запрещает умаление и отмену права.

У нас только недавно было такое дело. Мы решили, что если при определенных преступлениях люди, совершившие их, не могут работать с детьми, пожизненно не могут.

Мы исходили из того, что в данном случае право не отменяется, потому что здесь речь идет о праве на профессию.

Такой бывший преступник отбыв срок может быть педагогом со взрослыми, а с детишками ему противопоказано заниматься. Мы не вправе диктовать законодателю как он должен решить сложившуюся коллизию. За какие преступления, в каких пропорциях ограничивать человека.

Мы дали ориентиры, конституционные критерии.

Важно только одно: чтобы постановление Конституционного суда было выполнено, и мы в решении так и написали — незамедлительно, имея в виду, что законодатель не должен год или сколько-то ждать, потому что у нас выборы в стране происходят по определенным датам.

Власть Право Гражданское право Судебная власть Конституционный суд Конституция России Уголовное законодательство

Кто по закону может стать президентом России?

+3Рустам Юлбарисов20 октября 2017 · 40,6 KИнтересно35,1 KДиректор маленького юридического агентстваПодписатьсяСогласно части 2 статьи 81 Конституции РФ, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В части 3 указанной статьи приводится еще одно требование — одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. В статье 32 Конституции РФ (часть 3) сформулировано общее требование, согласно которому не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.Таким образом, конституционных требований шесть:1) гражданин РФ;2) не моложе 35 лет;3) постоянно проживает в РФ не менее 10 лет;4) не занимает должность Президента РФ второй срок подряд;5) не признан судом недееспособным;6) не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.Указанные положения Конституции воспроизводятся в пунктах 2 и 5 статьи 3 специального закона (Федеральный закон от 10.01.2003 г.

№ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Так, пункт 5 указывает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.Никаких иных требований Конституция РФ к кандидату в президенты РФ не предъявляет. Конституция РФ представляет собой акт высшей юридической силы и прямого действия (это означает, что Конституция действует непосредственно, и для приведения в исполнение ее норм не требуется принятия иных нормативных актов).Правда, в самой Конституции имеется оговорка- часть 4 статьи 81 предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (тем самым 19-ФЗ» О выборах Президента РФ»).

И вот тут , как всегда, начинается самое интересное. Специальный закон, который, по идее, ничего к конституционным требованиям к кандидату добавлять не должен, а предусматривать только процедуру выборов, содержит целый ряд дополнительных требований: I) Пункт 5.1 статьи 3 —

«Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»

;II) Пункт 5.2 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие и настоящего пункта;3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.III) Пункт 6 статьи 3 — «Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».24 · Хороший ответ · 5,1 K> 4) не занимает должность Президента РФ второй срок подряд. Одно и то же лицо не может занимать должность.

Читать дальшеОтветить3Показать ещё комментарииКомментировать ответ…Ещё 1 ответ1,5 KФрилансерПодписатьсяЭто и называется антиконституционный тихий переворот. Ни одно толкование или специальный закон не должен противоречить основному закону, то есть конституции.3 · Хороший ответ · 451Федеральные конституционные законы не противоречят, а дополняют Конституцию.

Это их основная задача.Ответить11Показать ещё комментарииКомментировать ответ…Вы знаете ответ на этот вопрос?Поделитесь своим опытом и знаниямиЧитайте также472При той ситуации которую я наблюдаю сейчас в России предпосылки к революции есть. Но в каждой революции нужен лидер кто поведет людей к новому и светлому будущему, а сейчас таковых я не наблюдаю.

Но в каждой революции нужен лидер кто поведет людей к новому и светлому будущему, а сейчас таковых я не наблюдаю.

Зюганов, Грудинин это сословие из холуев которые смотрят в рот и хлопают до упаду когда у них все хорошо, как только какие то проблему вылететь из холуйского состава в быдло и лишиться богатства сразу начинают вопить. Вы не забывайте Грудинин с 90-х годов Госдуме, но пока его вотчину никто не трогал вы про него не слышали.

Что касается Навального я считаю это поп Гапон (1905 год). Все хотят быть лидерами не заморав рук.

Товарищ Ленин говорил: «Революцию в белых перчатках не делают» Все кого показывают в СМИ как спасителя отечества никто иные ДУШКИ КЕРЕНСКИЕ.

Русский народ сейчас живет сам по себе, его так запугали, что они стали хуже зайцев. Он не отвечает на унижения, на избиения, ему плевать что кучка холуев возле ВВП ворует прикрываясь разными нацпроектами и другими действиями во благо народа и Россиян (повторюсь Россиян, а не русских).

Только ноют и чего то просят, брать не хотят ждут когда за них кто-то все это сделает. Эпилог: Я считаю что тот режим который сейчас действует в России, губителен для России как страны, но я об этом говорил еще в 2002 году когда понял кто такой ВВП и его политика, но в ответ слышал что я ничего не понимаю. Сейчас Русские пожинают плоды.

Рекомендуем прочесть:  Дачная амнистия на дома в крыму

Революция возможна только при наличие ядра патриотов и честных людей, помните один в поле не воин.559 · Хороший ответ85 · 43,0 K695Интересуюсь историей и литературой.В соответствии с действующей конституцией РФ, один человек может быть президентом России неограниченное количество раз. Однако существует ограничение на количество сроков подряд: не более двух.81 статья конституции РФ:

«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.»

7 · Хороший ответ3 · 5,4 KЭксперт5,8 Kврач-педиатрУвы, всё, что я хочу сделать нельзя сделать здесь и сразу.

Для этого нужна подготовка. Для подготовки тоже нужна подготовка. Для которой. ну, вы меня поняли.При этом ранние подготовки будут давать минусов больше, чем плюсов.А из очевидного и наиболее просто реализуемого:— _разрешить_ по обоюдному согласию устанавливать рабочий день до 12 часов. Это то. что предлагал Прохоров много лет назад, но его не поняли.

Решили, что он хочет просто поднять рабдень;— трёхлетнее освобождение от налогов для субъектов малого бизнеса. Но нужно ограничение, что бы не было желания регистрировать новые фирмы каждые 3 года.;— резкое сокращение количество бюджетных мест в вузах.

Для компенсации — программа низкопроцентных кредитов и компенсации (частичной) работаделю контрактного обучения (т.е. компания платит за обучения человека, человек 3-5 лет отрабатывает на компанию, компания получает часть денег от государства).4 · Хороший ответ10 · 7194,2 KПисатель. Вело путешественник. Философ.

мой сайт: http://www.wolfnight.ru/ Если.Я бы ОЧЕНЬ хотел видеть человека, не представляющего интересны олигархов. Боюсь только, что это из области фантастики. У таких вечно то машины загораются, то вертолёты падают, то ещё что-нибудь случается.

На сегодняшний день наиболее интересные вещи в социальном плане говорит Николай Платошкин, но кто он и что он — время покажетКстати, он уже сидит.

Нашли повод. Видно, мало на машине ездит, и вертолёта нет)))113 · Хороший ответ15 · 17,8 K189Давайте по честному — КТО ЕГО В РФ МОЖЕТ ВЗЯТЬ И ЗАДВИНУТЬ — Никто. Нет у публичной администрации РФ(Президент, его Администрация, ГОСДУМА, Суды и т.д.) таких полномочий.

Чубайс входит в ГРУППУ ГАУЛЯЙТЕРОВ ПО НАДЗОРУ ЗА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ(РФ). Если Трамп в США выигрывает выборы, и идет на второй срок — даже это не факт, что Чубайса можно трогать. Он очень хорошо работает гауляйтером.213 · Хороший ответ21 · 40,5 K

Разъяснение ЦИК России о действующих нормах по ограничению права быть избранными лиц, имевших судимость

15.11.201715 ноября 2017 года состоялось очередное заседание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, открывая которое Председатель ЦИК России Элла Памфилова, в связи с поступающими обращениями, дала подробные разъяснения по поводу существующих норм ограничения права осужденных лиц быть избранными в органы государственной власти.

«До официального старта президентской кампании осталось больше месяца.

Несмотря на это предвыборная лихорадка набирает обороты, и в ЦИК России увеличилось число обращений граждан, которые были осуждены, в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления, но которые тем не менее желают выдвигаться кандидатами на пост Президента России, – сказала Элла Памфилова. – Они просят нас дать разъяснения. Естественно, в каждом конкретном случае мы индивидуально, исходя из конкретной ситуации, всем заявителям ответим.

Но поскольку и средства массовой информации, и даже некоторые политкомментаторы подчас некорректно интерпретируют ситуацию, я еще раз хотела бы вернуться к этой теме и дать подробные разъяснения».

Кто не может избираться Элла Памфилова:

«После вступления в силу Федерального закона от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ, в котором было определено, что лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, лишены права когда-либо быть избранными на какую-либо выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, возникло множество вопросов, на которые обратил внимание Конституционный Суд Российской Федерации»

. В результате своим Постановлением от 10 октября 2013 года суд счел эти ограничения, предусматривающие фактически пожизненный запрет баллотироваться, чрезмерными. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации установил, что государство вправе вводить запрет на осуществление права быть избранным за пределами отбытого срока наказания; устанавливать к лицам, имевшим судимость, ограничения на определенный срок (с учетом степени опасности совершенного преступления) занимать публичные должности.

В первую очередь – в органах государственной власти, в том числе формируемых на основе выборности.

«Еще раз отмечу: ограничения могут быть, государство вправе их накладывать, исходя из тех или иных оснований, но они не должны быть бессрочными. Такие выводы были сделаны Конституционным Судом на основе требований международных правовых норм, ратифицированных Российской Федерацией, – отметила Элла Памфилова. – В частности, Конвенции ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию».

Как сообщила Председатель ЦИК России, подобные выводы содержатся и в пяти решениях Европейского Суда по правам человека, принятых по аналогичным искам граждан Бельгии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Австрии, Литвы, Италии и проанализированных Конституционным Судом Российской Федерации.

«Есть основания полагать, что Европейский Суд по правам человека не будет применять двойные стандарты и может принять аналогичные решения и по обращениям из России»

. Элла Памфилова напомнила, что на основе упомянутого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и согласно его рекомендациям был принят Федеральный закон от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ, который действует и сегодня.

В соответствии с ним не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: — осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; — осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; — осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; — осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; — подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: — статьей 20.3 КОАП РФ

«Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»

и статьей 20.29 КОАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов». В данных случаях граждане не имеют права быть избранными, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Элла Памфилова напомнила, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

Что касается особо тяжких преступлений, то наказание за них составляет свыше десяти лет лишения свободы. «Законодатель обязал кандидатов в своих заявлениях о согласии баллотироваться указывать сведения о когда-либо полученных судимостях при наличии , – сказала Председатель ЦИК России. – А если судимость снята или погашена, необходимо представить сведения о дате снятия или погашения судимости.

– А если судимость снята или погашена, необходимо представить сведения о дате снятия или погашения судимости.

За три с половиной года действия этой нормы, – продолжила Элла Памфилова, – около 250 кандидатов не были допущены на выборы разных уровней, так как на день голосования не прошло 10 или 15 лет с момента снятия или погашения тяжких или особо тяжких судимостей соответственно. Или имелись судебные решения по их экстремистской деятельности».

Как сообщила Элла Памфилова, среди этих 250 человек есть представители всех парламентских и ряда крупных непарламентских партий.

При этом некоторые кандидаты, получившие отказ в регистрации в связи с отсутствием у них пассивного избирательного права, обжаловали отказы в суды различных инстанций. И везде получали отказ. Ни разу эти решения не были подвергнуты сомнению.

По словам Председателя ЦИК России, среди таковых есть кандидаты, которых неоднократно избирали на выборные должности до принятия вышеуказанной правовой нормы.

Однако после ее вступления в силу они потеряли возможность баллотироваться в течение 10-15 лет после снятия или погашения судимости по тяжким или особо тяжким преступлениям. Несколько актуальных примеров Председатель ЦИК России привела несколько примеров, иллюстрирующих данные разъяснения.

*** Кандидат П. на выборах депутатов одного из городских округов Свердловской области 10 сентября 2017 года в своем заявлении о согласии баллотироваться указал, что его судимость была погашена 27 декабря 2014 года.

Ранее он был осужден по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и части 3 статьи 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление». Территориальная избирательная комиссия отказала кандидату в регистрации в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права, так как с момента погашения судимости по тяжкому преступлению, предусмотренному частью 3 статьи 159 УК РФ, прошло менее трех лет из установленных десяти лет ограничения на право избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

*** Кандидат К. в своем заявлении о согласии баллотироваться на выборах в один из городских советов депутатов Новосибирской области 18 сентября 2016 года указал судимость по части 3 статьи 160 УК РФ «Присвоение или растрата». Статья тяжкая, предусматривает максимальное наказание в виде 6 лет лишения свободы.

Статья тяжкая, предусматривает максимальное наказание в виде 6 лет лишения свободы. Окружная избирательная комиссия, рассмотрев документы кандидата, отказала К.

в регистрации, так как его судимость на основании статьи 86 УК РФ не была погашена и, следовательно, у кандидата отсутствовало пассивное избирательное право. *** Кандидат в депутаты одного из муниципальных районов Забайкальского края на выборах 10 сентября 2017 года С. указал в заявлении о согласии баллотироваться свои судимости по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и части 3 статьи 160 «Присвоение или растрата».

Приговор предусматривал 6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года.

Судимость была снята постановлением районного суда 16 января 2017 года. Однако кандидату было отказано в регистрации, так как не прошло 10 лет с момента снятия судимости.

То есть данный кандидат может баллотироваться на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления не раньше января 2027 года. *** Кандидат З. был зарегистрирован кандидатом в депутаты одного из поселений Самарской области третьего созыва на выборах 13 сентября 2015 года. В своем заявлении о согласии баллотироваться З.

указал на снятие 17 сентября 2014 года с него судимостей, предусмотренных частью 1 статьи 30 УК РФ

«Приготовление к преступлению и покушение на преступление»

и подпунктом «б» части 3 статьи 158 УК РФ («Кража из нефтепровода, газопровода»).

Несмотря на то, что это тяжкое преступление (статья предусматривает максимальное наказание – 6 лет лишения свободы) и судимость не была погашена, территориальная избирательная комиссия зарегистрировала З.

кандидатом в депутаты. Более того, кандидат З. был избран депутатом, получив по итогам выборов около двух третей голосов избирателей. В районный суд был подан иск об отмене результатов выборов.

И суд принял решение отменить результаты выборов, так как З. не мог быть зарегистрирован кандидатом в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права.

Решение суда вступило в законную силу. *** Кандидат в депутаты Собрания депутатов одного из районов Чувашской Республики на выборах 10 сентября 2017 года С.

указал в своем заявлении, что был осужден по части 1 статьи 280 УК РФ

«Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»

. Это преступление – небольшой тяжести.

Судимость погашена. И вроде бы кандидат может баллотироваться. Однако было установлено, что кандидат привлекался к административной ответственности по статье 20.29 КОАП РФ

«Производство и распространение экстремистских материалов»

и срок, в течение которого С.

считается подвергнутым административному наказанию, еще не истек.

В связи с этим данному кандидату было отказано в регистрации. *** Житель Брянской области (назовем его полностью) Казаков Сергей Викторович обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, оспаривая конституционность запрета баллотироваться на выборах кандидатам до истечения 10-15 лет после снятия судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления.

До обращения в Конституционный Суд Российской Федерации Казаков Сергей Викторович несколько раз не был зарегистрирован кандидатом в депутаты: в 2014 году, баллотируясь от партии «ЯБЛОКО» в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва; в 2015 году, баллотируясь в депутаты Совета народных депутатов поселка Любохна Дятьковского района Брянской области. Причина отказа – отсутствие у него пассивного избирательного права. Кандидат в своем заявлении о согласии баллотироваться указывал свою судимость по части 3 статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и по части 3 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».

Так как преступления по вышеуказанным статьям являются тяжкими, то должно пройти 10 лет с момента снятия или погашения судимости, прежде чем кандидат может баллотироваться на выборные должности.

Приговор был вынесен 26 марта 2008 года, а 24 июня 2009 года судимость была снята, и Казаков был освобожден от наказания. Таким образом, Казаков Сергей Викторович может баллотироваться кандидатом на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, которые должны состояться не ранее 25 июня 2020 года.

Оспаривая данные ограничения, Казаков и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации, который не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению. В своем Определении от 9 ноября 2017 года Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ранее, 10 октября 2013 года, подтвердил конституционность установления ограничения пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, на определенный срок.

Также Конституционный Суд Российской Федерации в этом определении указал, что ограничение пассивного избирательного права не зависит от того, было ли наказание назначено условно или подлежало реальному отбыванию, поскольку само назначение наказания свидетельствует об особой общественной опасности совершения противоправного деяния. «Примеров можно приводить много, они разные, – констатировала Председатель ЦИК России, – но общее для всех: кандидаты указывали в своих заявлениях о согласии баллотироваться сведения о судимостях по тяжким или особо тяжким статьям Уголовного Кодекса и (или) об их снятии или погашении.

Избирательные комиссии устанавливали, что такая судимость либо не снята, либо с момента снятия не прошло 10–15 лет, и отказывали таким кандидатам в регистрации. Любые утверждения о том, что в отношении того или иного претендента на участие в выборах был вынесен несправедливый приговор, или что это был политический заказ, или неправильно было возбуждено уголовное дело – к работе избирательных комиссий не имеют никакого отношения. У осужденных есть право и возможности добиваться пересмотра дел в соответствующих инстанциях.

Что касается избирательных комиссий, то они не вправе обсуждать, с чем был связан приговор, справедлив ли он и т.д. Это не наша функция и не наша компетенция.

Наша задача – в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, с нормами закона, которые соответствуют Конституции России, действовать четко, внятно и понятно», – завершила свое выступление Элла Памфилова. Поделиться в социальных сетях:

Статья 81 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 81 Конституции РФ гласит: 1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.

Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

1. Конституция 1993 г. установила четырехлетний срок полномочий Президента РФ (до ее принятия он составлял пять лет). В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а Государственной Думы — до пяти лет.

Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ

«Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»

, проект которого был рассмотрен в соответствии со и одобрен в ноябре-декабре 2008 г.

Государственной Думой, Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу. Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий.

Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.

Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики. Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность.

Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом (см.

). День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента.

При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий (ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», ст.

5//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427). Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (). Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ.

2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30.

Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) содержат ряд норм об иных ограничениях пассивного избирательного права при выборах Президента, в том числе норму о том, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо обладающий правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеет права быть избранным Президентом РФ; не имеет такого права и гражданин РФ, занимающий должность Президента РФ второй срок подряд; запрещается регистрация в качестве кандидата в Президенты гражданина, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения этого срока. Закон запрещает избираться на пост Президента гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. отменил требование о явке на выборы Президента не менее чем половины избирателей для признания таких выборов состоявшимися (СЗ РФ.

2007. N 18. Ст. 2118). Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет. Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам.

В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию (ст. 6, 29, 34-36 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов. 2. Конституцией и на ее основе ФЗ «О выборах Президента РФ» установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права — Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Конституция РСФСР 1978 г. (в ред.

Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению.

Понятие «постоянно проживающий» означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами. Вместе с тем, как об этом уже говорилось, Закон запрещает гражданину РФ, имеющему гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, избираться на пост Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности.

Со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от должностных или служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, вправе продолжать выполнять свои полномочия, при этом соблюдение установленных законом ограничений не должно препятствовать осуществлению президентских полномочий. ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ.

Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. 3. Положение ч. 3 комментируемой статьи 81 КРФ ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. В процессе разработки и принятия Конституции возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции.

В общей форме проблема была урегулирована в п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением ч.

3 рассматриваемой статьи была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В Определении Суда от 5 ноября 1998 г. N 134-О о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч.

3 анализируемой статьи 81 Конституции РФ, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне — июле 1996 г.

был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может (п. 4 мотивировочной части//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5701). Положение ч.

3 комментируемой статьи преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в , не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

4. Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, ФЗ от 11 июля 2001 г.

«О политических партиях» (СЗ РФ.

2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007.

N 1. Ст. 37), ФЗ от 12 июня 2002 г.

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

(СЗ РФ.

2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30.

Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 10 января 2003 г.

«О выборах Президента Российской Федерации» (СЗ РФ.

2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30.

Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427), иные федеральные законы, в том числе о федеральном бюджете, включающие положения о расходах на избирательную кампанию (СЗ РФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+