Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Интеллектуальная собственность - Лицензионные виды деятельности

Лицензионные виды деятельности

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии


См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона Об особенностях применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя настоящего Федерального закона с 1 июня 2015 г.

см. от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ 1.

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); 2) в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; 3) по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); 4) средств защиты конфиденциальной информации; 5) по технической защите конфиденциальной информации; 6) защищенной от подделок полиграфической продукции; 7) ; 8) ; 9) ; от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения 10) ; 11) по хранению и уничтожению химического оружия; от 4 марта 2013 г.

N 22-ФЗ пункт 12 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, с 1 июля 2013 г. 12) ; Предоставленные до 1 июля 2013 г.

лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов свое действие после дня Федерального закона от 4 марта 2013 г.

N 22-ФЗ и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях 13) с 1 июля 2013 г.; См.

текст от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ пункт 14 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; 16) лекарственных средств; 17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; (лицензирование со дня вступления в силу технического регламента) См. исполнения Росздравнадзором государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденный Минздрава России от 30 декабря 2014 г. N 953н См. Росздравнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденный Минздрава России от 28 ноября 2013 г.

N 876н 18) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений; См. исполнения Росздравнадзором государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденный Минздрава России от 5 мая 2016 г.
исполнения Росздравнадзором государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденный Минздрава России от 5 мая 2016 г.

N 285н 19) в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах; 20) по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров; 21) по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов; 22) утратил силу с 29 февраля 2020 г.

— от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ 23) утратил силу с 29 февраля 2020 г.

— от 18 февраля 2020 г. N 21-ФЗ Пункт 24 изменен с 1 января 2021 г. — от 27 декабря 2020 г. N 478-ФЗ Пункт 24 изменен с 1 марта 2020 г.

— от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ 24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования; 25) по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров; 26) по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов; 27) применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; 28) применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; 29) по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); от 29 декабря 2014 г.

N 458-ФЗ пункт 30 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, с 1 июля 2015 г.

30) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 г., до 1 января 2020 г. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 г.

После 1 июля 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается Пункт 31 изменен с 30 сентября 2020 г.

— от 31 июля 2020 г. N 270-ФЗ 31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; 32) частная охранная деятельность; 33) частная детективная (сыскная) деятельность; ; 35) Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 36) ; 37) телевизионное вещание и радиовещание; 38) утратил силу с 28 июня 2020 г. — от 17 июня 2020 г. N 148-ФЗ 39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности); Пункт 40 изменен с 13 августа 2020 г.

— от 2 августа 2020 г. N 298-ФЗ 40) образовательная деятельность (за исключением указанной , осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»); 41) ; См.

текст от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ пункт 42 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, с 1 января 2017 г. 42) (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований; 43) производство маркшейдерских работ; 44) по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства); 46) (за исключением указанной , осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»); 47) ; 48) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; (лицензирование со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования этого вида деятельности) от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 50 50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения; от 21 июля 2014 г.

N 255-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 51, с 1 сентября 2014 г. 51) ; от 27 октября 2015 г. N 292-ФЗ часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 52, с 1 января 2018 г.

52) выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию; Часть 1 дополнена пунктом 53 с 14 августа 2018 г. — от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ 53) ; Часть 1 дополнена пунктом 54 с 27 декабря 2018 г.

— от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ 54) по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах; Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, на ее осуществление до 1 января 2022 г.

— от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ 54) по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах; Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, на ее осуществление до 1 января 2022 г.

После 1 января 2022 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается Часть 1 дополнена пунктом 55 с 26 апреля 2020 г.

— от 15 апреля 2020 г. N 54-ФЗ 55) ; Часть 1 дополнена пунктом 56 с 13 августа 2020 г. — от 2 августа 2020 г. N 282-ФЗ 56) по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю); Часть 1 дополнена пунктом 57 с 13 августа 2020 г. — от 2 августа 2020 г. N 282-ФЗ 57) по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих , в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Статья 12 дополнена частью 2.1 с 30 июля 2018 г. — от 29 июля 2018 г. N 249-ФЗ 2.1. В случае, если нормативным правовым актом Российской Федерации изменяются наименование лицензируемого вида деятельности, перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим нормативным правовым актом.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. < глава 2.> Статья 13. >> Содержание

Лицензирование деятельности

Лицензия — это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Всего их 51, среди них:

  1. перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
  2. оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  3. перевозки водным и воздушным транспортом;
  4. образовательная деятельность;
  5. охранная и детективная деятельность;
  6. производство лекарств и медтехники;
  7. перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  8. деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  9. фармацевтическая и медицинская деятельность;
  10. деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  11. деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;

Кроме этого существует ряд , которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.

1 закона № 99-ФЗ). Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является , медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.Выдают лицензии территориальные отделения специальных лицензирующих органов, которые указаны в Постановлении Правительства от 21 ноября 2011 г.

№ 957, некоторые из них мы укажем в таблице:Вид деятельностиЛицензирующий органЧастная охранная и детективная деятельностьМВД РоссииМедицинская и фармацевтическая деятельность, производство лекарствРосздравнадзор, РоссельхознадзорОбразовательная деятельностьРособрнадзорПассажирские перевозки автомобильным транспортомРостранснадзор Лицензии на право розничной торговли алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Контакты региональных управлений Росалкогольрегулирования можно найти .Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др.

Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  1. водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  2. помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  3. специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
  4. транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст.

13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст.

13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:

  1. производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  2. розничная продажа алкогольной продукции — 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  3. предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 тыс. рублей.
  4. банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);

Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии.

В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс.

В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П).

По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии.

Документы можно подать:

  1. заказным письмом с уведомлением о вручении;
  2. в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
  3. лично, при визите в лицензирующий орган;

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения.

Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г.

№ 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.Действует лицензия на территории всей Российской Федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года.

Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции.

В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН.

И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к.

требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.Для получения лицензии соискатель должен:

  1. иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
  2. быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  3. иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  4. общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  5. при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования.

Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  1. изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.
  2. реорганизации юридического лица;
  3. изменения личных данных и места жительства ИП;
  4. смене юридического адреса и наименовании организации;

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата.

Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется.

Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  1. подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  2. прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  3. прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  1. за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  2. за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  3. за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.
  4. за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Лицензируемые виды деятельности в 2020 году

230 Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ подлежат лицензированию виды деятельности, представленные в таблице ниже.

Пункт статьи Наименование п. п. 1 разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); п.

п. 2 разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; п. 3 деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); п. 4 разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; п.

5 деятельность по технической защите конфиденциальной информации; п.

6 производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции; п.

7 разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники; п.

8 разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; п. 9 разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; п.
9 разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; п. 10 разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом; п.

11 деятельность по хранению и уничтожению химического оружия; п. 12 эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; п.

13 утратил силу п. 14 деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; п.

15 деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; п.

16 производство лекарственных средств; п. 17 производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; п.

18 оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений; п.

19 деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах; п. 20 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров; п.

21 деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов; п. 22 утратил силу п. 23 утратил силу п.

24 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования; п.

25 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров; п.

26 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов; п. 27 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; п.

28 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; п. 29 деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); п.

30 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности; п.

31 деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; п. 32 частная охранная деятельность; п.

33 частная детективная (сыскная) деятельность; п.

34 заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов; п. 35 оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; п.

36 оказание услуг связи; п. 37 телевизионное вещание и радиовещание; п. 38 утратил силу п. 39 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности); п.

40 образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»); п. 41 утратил силу п. 42 геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований; п. 43 производство маркшейдерских работ; п.

44 работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; п. 45 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства); п.

46 медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»); п. 47 фармацевтическая деятельность; п.

48 деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; п.

49 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности; п. 50 деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения; п. 51 предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; п.

52 выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию; п.

53 деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов; п.

54 деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах; п. 55 космическая деятельность; п. 56 деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю); п.

57 деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

Список лицензируемых видов деятельности, порядок предоставления и отзыва лицензий, а также процедура рассмотрения заявлений субъектов предпринимательской деятельности относительно получения лицензий регламентируются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона. С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.

С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:

  1. прав, интересов, жизни и здоровья населения;
  2. экологии;
  3. природных памятников и культурного наследия.

Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.

То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше. Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.

Следует понимать, что лицензирование стоит на двух, образно говоря, столпах. Первый столп – это наличие у субъекта предпринимательской деятельности технических и иных возможностей для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Второй столп – это собственно охранительные государственные меры, то есть меры, позволяющие государству пресекать виды деятельности, способные навредить общественным интересам. В части охранительных функций можно сказать, что структуру лицензионных правоотношений предпринимателя и государства упрощенно можно свести к следующей формуле:

  • если условия действительно соответствуют требованиям государства, то для предпринимателя делается исключение, и он получает разрешение на производство водки.
  • субъект предпринимательской деятельности, создавший условия для производства водки по государственным стандартам, обращается к государству с просьбой сделать исключение из правил и разрешить ему производить водку;
  • государство проверяет технические и санитарные условия для производства водки у данного предпринимателя;
  • государство запрещает для всех предприятий некий вид деятельности, например, производство водки, поскольку производство алкогольной продукции требует соблюдения очень строгих норм во избежание причинения потребителям вреда;
  • государство предлагает потенциальным водкопроизводителям доказать, что они могут соблюдать нормативы производства водки;
  • государство разрабатывает нормативы производства водки;

То есть лицензирование, подытоживая сказанное, есть исключение из запрета на конкретный вид деятельности, своего рода предупреждение возможных в будущем нарушений.

Выше мы говорили о лицензировании, то есть о деятельности государственных органов по выдаче лицензий.

Лицензия же, в свою очередь – это документ, содержащий в себе государственное разрешение на осуществление определенного запрещенного для всех остальных вида деятельности. Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими.

К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом. Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  1. созданию юридических лиц и ИП;
  2. достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  1. фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  2. подпись заявителя или его должностного лица.
  3. ИНН, иные реквизиты;
  4. контактные данные;
  5. платежный документ на уплату государственной пошлины;
  6. наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  7. вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП. Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+