Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Основания отобрания ребенка

Основания отобрания ребенка

Основания отобрания ребенка

За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия


13 мая 2020 Дети — будущее страны, забота о них одна из приоритетных задач Российский Федерации. Но не каждый родитель учитывает предписания к содержанию и воспитанию детей, предусмотренные законом.

Новоиспеченные «воспитатели» устанавливают нормы поведения и ответственности в своей ячейке общества, зачастую, опираясь на личный опыт. Сложившаяся практика детского воспитания, несоответствующая государственной семейной политике, может повлиять на решение органов опеки забрать ребенка из семьи.Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.Основаниями для изъятия считают:

  1. аморальное поведение взрослых;
  2. эксплуатация детского труда;
  3. нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  4. поступление жалоб, в том числе анонимных.
  5. не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  6. частый и громкий плач деток;
  7. привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  8. не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  9. совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  10. антисанитарные условия проживания;
  11. нехватка игрушек;
  12. отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  13. непосещение молочной кухни;

Проверка состоит из ряда процедур:

  1. обследование места проживания, при непосредственном посещении дома;
  2. проверка источников дохода;
  3. беседа с законными представителями, учителями школьников, соседями и т.п.;
  4. оценивают психологическое состояние объектов проверки.
  5. медицинское обследование здоровья подопечных;

Так же учитывают мнение учителей учебных заведений, где учатся подопечные, соседей.Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители.

Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей.Внезапные проверки, позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными.

Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О., должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку.

Точную информацию можно узнать по телефону.

Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

  1. внешний вид членов семьи;
  2. требует ли квартира ремонта или его наличие;
  3. наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
  4. физическое и моральное состояние малышей;
  5. присутствие домашних животных и насекомых;
  6. наличие спальных мест для каждого в доме;
  7. необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).
  8. в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
  9. чистота в квартире;
  10. манера общения между близкими;
  11. содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);

Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права.

Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны.

Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто.

Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  1. выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  2. проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  3. поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  4. при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  5. следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей.

Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья.
А также если отец и мать:

  1. официально признаны недееспособными;
  2. пропали без вести.
  3. не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;

Не факт, что ребенка заберут сразу после визита, органы опеки и попечительства могут вынести предупреждение.

Эти меры дают возможность устранить замечания к содержанию и воспитанию малолетних. Сегодня довольно часто возникают житейские затруднения, которые преодолеть самостоятельно не получается. На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная сеть помощи населению оказывает различную поддержку каждому нуждающемуся жителю РФ.В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд.

В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска. В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке.

Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.

  1. Статья 69. Лишение родительских прав;
  2. ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  3. ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  4. Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  5. Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
  6. ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.
  7. Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  8. Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим.

Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям.

Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

1. Предусмотренная комментируемой статьей мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего. Данная мера имеет следующие особенности: 1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания.

Данная мера имеет следующие особенности: 1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания.

При этом учитывается возраст ребенка; 2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка; 3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок; 4) решение об отобрании ребенка носит административный характер; отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства; 6) о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г.

N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.

N 168-ФЗ) принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение; ——————————— СЗ РФ.

1995. N 47. Ст. 4472. 7) в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав; 8) как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд. Отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п.

95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод .

——————————— Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. N 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. N 9. 2. Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых — в детский дом.

В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (вопросы об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.) либо в административном порядке (вопросы о передаче под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, о патронатном воспитании и др.).

В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, договора о патронатном воспитании. Навигация по записям

Статья 77 СК РФ.

Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве. Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели.

Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке.

При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности. Использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства.

Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Изъятие ребенка означает отобрание его у родителей, которые не хотят с ним расстаться.

Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей.

Получив сведения о таком ребенке, необходимо принять срочные меры по его устройству. Этому устройству может предшествовать направление ребенка в одно из медицинских учреждений, в детский приют, детский приемник и т.п. Использовать любой способ устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, могут только органы опеки и попечительства.

То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Основанием такого отобрания служит постановление органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании.
Основанием такого отобрания служит постановление органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченного защищать права ребенка.

За отобранием ребенка следуют: незамедлительное уведомление о случившемся прокурора; временное устройство отобранного ребенка; предъявление в суд иска о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.

Информация о грубом нарушении прав ребенка идет к прокурору, в необходимых случаях им может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка.

Важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений министерства социальной защиты и др.).

Такое устройство вменено в обязанность органов опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст.

123 СК. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц.

Поэтому СК обязывает органы опеки и попечительства в течение 7 дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах.

Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

В результате отобрания ребенка у лиц, заменяющих родителей, опекун (попечитель) отстраняется от выполнения опекунских обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК); расторгается договор о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 152 СК); отменяется усыновление (ст.

141 СК).

Домашний режим

Правительство России поддержало законопроект о введении судебной процедуры изъятия детей из семьи. Забрать ребенка от родителей без суда можно будет только в исключительных случаях, когда жизни маленького человека угрожает опасность. Лишний раз в жизнь нормальной семьи лучше не вмешиваться.

Фото: GettyImages С инициативой выступили председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Как подчеркнул Павел Крашенинников, необходимо минимизировать вмешательство государства в семейную сферу.

По его мнению, не вызывает сомнений, что вопросы изъятия детей из семьи должны решаться в судебном порядке, а не в административном, как сейчас, когда нередко органы опеки и попечительства злоупотребляют своими полномочиями.Правительство России поддержало законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний. Например, есть вопросы по поводу экстренных случаев.»На сегодняшний день существует быстрая процедура изъятия детей из семьи при злоупотреблении родителями своими правами или при нахождении ребенка в психотравмирующей ситуации, — сказала адвокат Елена Овчинникова. — Если сотрудники органа опеки и попечительства, выезжая в семью, обнаруживают ребенка, находящегося в опасности, его забирают немедленно и помещают в медучреждение

«.По ее словам, ситуации, при которых изымают ребенка, могут быть различные, например, насильственные действия в отношении ребенка, угроза его сексуальной неприкосновенности, оставление ребенка в опасности и тому подобное.»

Информация о случаях может поступать из разных источников: от родственников, соседей, учителей, прохожих, сотрудников МВД, — говорит она.

— Новый законопроект не уточняет, какие случаи считать исключительными, и заранее неизвестно, позволит ли закон сохранить жизнь и здоровье ребенка в случае, если это будет необходимо».Бывает, ребенок от обиды сам позвонит в опеку и наговорит неправдыМол, не получится ли, что при реальной опасности опека все равно пойдет судебным, а значит, более долгим путем, в то время как жизнь ребенка будет находиться под угрозой.ПроцедураЧто предлагаетсяОрганы опеки и попечительства или полиция, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно это проверить. Если, по их мнению, такая опасность действительно существует, передать все необходимые доказательства в суд. Суд в закрытом заседании решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения ребенка в данном месте.В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Например, предлагается установить обязательную видеофиксацию обстоятельств, которые явились основанием для подачи заявления в суд об отобрании ребенка.

Это позволит исключить злоупотребления.Для исключительных случаев законопроектом предлагается сохранить внесудебный порядок отобрания ребенка — если налицо риск наступления его смерти в течение нескольких часов.ПричиныЧто может стать поводом для изъятия ребенкаПо поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка разработчики проекта отметили следующее: условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни или здоровью. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокая степень физического истощения и непредоставление ребенку в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.Вопрос — ответЗлоупотребляют ли сегодня органы опеки своей властью?Ответ — даВиктория Данильченко, адвокат:К сожалению, проблема необоснованного изъятия детей из семьи представителями органов опеки и попечительства в наше время актуальна.

Достаточно часто приходят органы опеки и попечительства, смотрят, что в холодильнике скудный набор продуктов, в доме неидеальная чистота, да и ремонт давно пора обновить.

И забирают детей. Исправитесь — отдадим.

А то, что это психологическая травма для каждого члена семьи, и в первую очередь для детей, никого не волнует.Стоит заметить, что оснований для изъятия ребенка не так уж и много.

Нахождение родителей в состоянии алкогольного опьянения к таким не относится. Главное, чтобы в момент проверки папа и мама были в адекватном состоянии, а не спали, пока дети бегают по дому, и не проявляли агрессии.Существует всего три основания для изъятия: родители лишены либо ограничены в родительских правах, а также угроза жизни или здоровью ребенка.

Доказательствами реальной угрозы жизни и здоровью служат признаки физического истощения ребенка, травмы и увечья на его теле, а также антисанитарная обстановка в доме и полное отсутствие продуктов питания.Потенциальная опасность может существовать, если родители много пьют и достаточно сильно агрессивны или пассивны в отношении своих детей.Иногда детей изымают из обычных среднестатистических семей по просьбе самого ребенка.

К примеру, от обиды он сам позвонит в органы опеки и скажет, что его дома избивают. В таком случае даже при отсутствии видимых опасных факторов его отправят на время разбирательства в приют.Стоит отметить, что основанием для проверки опекой должен быть сигнал от любого человека — соседа, учителя, врача или участкового.

Если сигнал поступил, проверка должна быть обязательно. На практике сотрудники органов опеки и попечительства остаются глухими к заявлениям граждан. Я вижу проблему в формальном подходе этих сотрудников к своим профессиональным обязанностям.

Иногда такое отношение к работе буквально стоит детям жизней.Ответ — нетТатьяна Сустина, руководитель проекта Федерального союза адвокатов России «Женское право»:Откровенный произвол я в своей практике не наблюдала, наоборот, опека за редкими исключениями всегда вставала на защиту реальных интересов семьи.

Однако, да, случаи отобрания имеются в практике. И здесь, по моему мнению, проблема не в отобрании ребенка, а в процедуре возвращения. Отобрание — мера экстренного реагирования.

Но в дальнейшем, в случае если произошла ошибка или информация не подтвердилась, ребенка должны так же быстро вернуть, с чем на практике возникают сложности.

Об опасной ситуации с ребенком обычно компетентные органы узнают от очевидцев или от школ, причем буквально на прошлой неделе органы опеки отреагировали на анонимное сообщение, и мы с родителями были вынуждены защищаться.

С одной стороны, это тенденция опасная, с другой стороны, если своевременное действие предотвратит беду, то средства оправданы.

Общество Семья и дети Семейное законодательство

Новое в законопроекте об отобрании детей

28 сентябряВ июле месяце о внесении в ГосДуму законопроекта о новом порядке отобрания детей из семей.По этому законопроекту есть продвижение. Сейчас идёт его доработка, но то, что он будет принят, уже не вызывает сомнений.На сегодняшний день на законопроект дали заключения Правовое управление и Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, который является соисполнителем по законопроекту.Управление указало, что согласно предлагаемым положениям ГПК РФ и Семейного кодекса РФ решение суда является основанием для отобрания ребенка у родителей судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и попечительства, органа внутренних дел и прокурора.Но, как отмечено Управлением, в Законе «Об исполнительном производстве» и его передача осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также лица, которому передается При необходимости судебный пристав-исполнитель привлекает к участию представителя ОВД, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.На основании этого, Правовое управление считает, что необходимо в законопроекте до конца согласовать перечень лиц, участвующих в исполнении решения суда об отобрании ребенка.Кроме этого Управлением отмечено, что в предлагаемых изменениях в ГПК РФ и Закон «О полиции» говорится об отобрании ребенка «у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится». В новой редакции статьи 77 СК РФ упомянуты и усыновители.Правовое управление предлагает использовать единую формулировку в отношении лиц, у которых отбирается ребенок.Комитет дал подробный отзыв и указал, что поддерживает концепцию указанного законопроекта и отметил следующее.Согласно статистическим сведениям Минпросвещения России «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в разделе 5 «Защита детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей» численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей составляет:

  1. за 2017 год — 1990, из них 362 ребенка возвращено родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий;
  2. за 2018 год – 2098 детей отобрано по тем же основаниям, из них 342 возвращено родителям;
  1. 2019 году — 1959 отобрано детей по тем же основаниям, из них только 295 детей возвращено родителям.

Анализируя данные Минпросвещения РФ, Комитет делает вывод о том, ежегодно отбираю детей примерно одинаковое число.

Из них процент возврата тем же родителям крайне мал.Помимо Минпросвещения РФ, такого рода статистические данные ведет и ГИАЦ МВД России. Так в разделе «Сведений о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» зафиксировано число детей, изъятых из семей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел):

  1. в 2018 году – 3001,
  2. в 2020 году – 3060.
  3. в 2017 году — 2818,

Число родителей, в отношении которых принято решение об отобрании детей в соответствии со статьей 77 СК РФ (по инициативе органов внутренних дел):

  1. в 2020 году — 1789.

  2. в 2018 году – 1739,
  3. в 2017 году – 1717,

Несмотря на то, что разница небольшая, все-таки небольшой прирост наблюдается и в статистике по таким случаям и у органов внутренних дел.Комитет делает вывод, что внесение изменений новых положений об отобрании детей будет способствовать развитию в национальном законодательстве принципов, заложенных в статье 9 Конвенции о правах ребенка.Это статья закрепляет, что государство обеспечивает, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.Также эта статья закрепляет, что Государство уважает , который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал ГосДуме принять новые положения об отобрании ребенка.Надеемся, что практическая реализация новых положений в будущем будет соответствовать Конвенции и защищать права ребенка, а не использоваться в качестве манипуляций и давления на граждан.Что вы думаете по этому законопроекту?! Делитесь комментариями.Если понравилась статья, поставьте лайк.

Это поможет продвижению статьи и канала!Подписывайтесь на наш канал и на наши соцсети (ссылки в шапке профиля).

У кого могут отобрать ребенка?

ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Написать сообщение Подписаться45 569 просмотров 20 июля 2016 в 17:38 Краткое содержание:Правовая инструкция 9111.ru расскажет, на каких основания органами опеки производится отобрание ребенка, в каком порядке принимаются меры по отобранию, об особенностях рассмотрения в суде дел, связанных с отобранием.Непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка является основанием для отобрания ребенка органами опеки у родителей или у других лиц (ст.

77 СК РФ). Наряду с лишением или ограничением родительских прав отобрание ребенка является одним из видов семейно-правовой ответственности, которую родители могут понести за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Тем самым, с целью защиты интересов ребенка ограничивается его право на совместное проживание с родителями.Отобрание при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представляет собой меру чрезвычайного и временного характера, проведение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Под непосредственной угрозой следует понимать такое стечение обстоятельств, при которых реально может быть причинен вред его здоровью в случае невмешательства посторонних людей, в том числе и в случае оставления несовершеннолетних детей без присмотра в опасной для них ситуации (см.

Решение Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края от 29 марта 2016 года по делу 2-3-2016).Решение об отобрании ребенка принимается органом опеки и попечительства при администрации муниципального образования по результатам рассмотрения сообщения об угрозе причинения вреда ребенку. Поскольку федеральным законодательством не определена форма, в которой оно выносится, она должна быть утверждена на уровне субъекта РФ (обычно постановление или распоряжение).

Наличие обстоятельств, при которых ребенку может быть причинен вред, устанавливается и отражается в соответствующем акте органа опеки путем обследования жилищно-бытовых условий проживания ребенка, бесед с родителями, иными лицами, с которыми проживает ребенок, а также с ребенком.

Важным фактором при оценке угрозы является возраст ребенка.После принятия акта (постановления, распоряжения) об отобрании ребенка орган опеки должен уведомить об этом прокурора.

Ребенок временно направляется к родственникам, а в их отсутствие — в специализированное учреждение. В течение 7 дней орган опеки обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 ст. 77 СК РФ) либо отмене усыновления.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело в отношении родителей (иных лиц), совершивших общественно опасное деяние, или принести протест на акт, нарушающий права ребенка, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд. Также действия органа опеки могут быть обжалованы в суд родителями ребенка.

В случае отобрания ребенка у опекуна он отстраняется от выполнения обязанностей во внесудебном порядке.Часто родители или лица, их заменяющие, препятствуют отобранию ребенка. В таких случаях суд принимает решение об отобрании, которое исполняется принудительно в порядке ст.105 Закона «Об исполнительном производстве» и ст.79 СК РФ.

Кроме того, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ. Принудительное отобрание осуществляется только при участи совершеннолетнего дееспособного лица, которому передается ребенок, поэтому орган опеки представляет акт обследования его жилищных условий. При отсутствии такого лица суд направляет ребенка в специализированное учреждение.

Если родители скрывают место нахождения ребенка, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске ребенка.

При этом на них возлагаются расходы по совершению исполнительных действий (ч.

5 ст. 65 Закона «Об исполнительном производстве») и обязанность уплатить исполнительский сбор. В случае создания препятствий судебному приставу необходимо участие представителя органов внутренних дел (п.

2 ст.79 СК РФ, п.4 ст.65 Закона «Об исполнительном производстве»).Кроме того, в судебной практике в связи с применением ст.

77 СК РФ имеются дела следующих категорий:

  1. о привлечении к административной ответственности должностных лиц органов опеки по ст.5.37 КоАП РФ за незаконные действия по передаче ребенка под опеку (попечительство) (см. Постановление Мирового судьи судебного участка № 4 Шахтинского судебного района Ростовской области от 10.11. 2015 года по делу № 5-7-363/15);
  2. о привлечении к ответственности по ст.293 УК РФ должностных лиц органов опеки и инспекторов отделов полиции за халатность, которая выражается в неисполнении своих обязанностей по своевременному отобранию ребенка и непринятии мер по защите его прав (см. Приговор по делу № 1 – 51/2015 г Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 15 сентября 2015 года).
  3. связанные с оспариванием назначения предварительной опеки (см. Решение Починковского районного суда Нижегородской области от 03 ноября 2015 года по делу № 2 а-739/2015);
  4. связанные с оспариванием обоснованности отобрания ребенка, требованиями о компенсации морального вреда и возмещении иного ущерба (см. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 29.07.2015 по делу N 33-7221/15);

Обязательно присоединяйтесь к нашим сообществам в социальных сетях: , , .

Поделиться в социальных сетях: Автор: (0), Юристы: (1), (1), (1), (1), (1) Пользователи: (8), (8), (5), (4), (4) показать всех обсуждающихПоказать ещё комментарии (153)

Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц.

сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов. МоскваКомсомольский пр., д. 7Санкт-Петербургнаб.

р. Фонтанки, д. 59Екатеринбург:Нижний Новгород:Ростов-на-Дону:Казань:Челябинск:Администратор печатает сообщение

Что такое отобрание ребенка и надо ли его бояться?

ПодписатьсяНе сейчасАвтор публикации: Написать сообщение Подписаться296 просмотров 13 дочитываний 27 февраля 2020 в 12:25 В последнее время то тут, то там, на просторах интернета: в форумах, блогах, социальных сетях и других ресурсах, а иногда и из уст журналистов ведущих Российских телеканалов мы слышим о том, что в той или иной семье ОТОБРАЛИ РЕБЕНКА.У любой нормальной женщины эти слова вызывают ужас, панику: как можно отобрать самое святое у матери!

В таком эмоциональном состоянии мыслить спокойно зачастую уже не получается.Давайте разберемся, что же на самом деле такое ОТОБРАНИЕ, как часто оно происходит и стоит ли его бояться.Согласно Семейному кодексу РФ, отобрание ребенка у родителей возможно в следующих случаях:при лишении родительских прав обоих родителей (п.

5 ст. 71 СК РФ);при ограничении родительских прав обоих родителей (п. 4 ст. 74 СК РФ);если судом установлено, что ни родитель, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (п.

2 ст. 68 СК РФ).отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ)Первое, на что стоит обратить внимание, — в данном случае речь идет об отобрании именно у родителей. Иными законными представителями детей могут быть учреждения (Детский дом, Дом малютки, Приют и т.п.), усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели (в случае если данная форма устройства распространена в соответствующем субъекте федерации).

Кроме того, дети могут находиться у родственников, не являющихся законными представителями, или у посторонних лиц. Порядок изъятия детей от вышеуказанных лиц регулируется ИНЫМИ нормами права.1.

Лишение родительских правОснования для ЛИШЕНИЯ родительских прав указаны в ст. 69 СК РФ. Решение о лишении родителя прав выносится судом по месту нахождения ответчика (одного из них). В процессе обязательно присутствует прокурор, орган опеки и попечительства, которые дают заключение о законности выносимого решения и целесообразности (нецелесообразности) лишения родительских прав (соответственно).

Основанием для отобрания ребенка в данном случае является вступившее в законную силу решение суда.2.

Ограничение родительских правСуществует два основания для ОГРАНИЧЕНИЯ родительских прав (ст. 73 СК РФ).Первое — в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).И второе — если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.Ограничение родительских прав проходит в том же порядке, что и лишение.

Основанием для отобрания ребенка в этом случае также является вступившее в законную силу решение суда.3. Отобрание ребенка судом у иных лицТретий случай касается ситуации, когда ребенок УЖЕ находится не у родителей, а у иных лиц (например, бабушки или дедушки), а родители обращаются в суд за защитой своего нарушенного права, с просьбой о передачи им ребенка. В такой ситуации суд, руководствуясь интересами детей, может отказаться передать родителям ребенка, если судом установлено, что лицо, у которого находится ребенок, также не может заниматься его защитой, то суд САМ, по СВОЕЙ инициативе может вынести решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.Отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни и здоровьюНаиболее пугающим и часто обсуждаемым в СМИ является 4-й случай — отобрание ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью.

Такое отобрание происходит на основании решения органа опеки и попечительства.Под непосредственной угрозой в теории и практике права понимается реальная, конкретная, существующая в данную минуту угроза, которая с необходимостью породит наступление общественно опасных последствий в виде вреда жизни или здоровью ребенка. Если угроза существовала 5, 10 минут назад или только ВОЗМОЖНО будет существовать через несколько часов или дней, отобрание ребенка невозможно.Кроме того, следует особо подчеркнуть, что при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства, последний обязан НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО уведомить прокурора.

(На практике прокурор уведомляется телефонным звонком в момент отобрания или сразу после него, и в течение суток дополнительно уведомляется письменно).

Кроме того, в 7-мидневный срок орган опеки обязан выйти в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родительских прав. Данное положение, с одной стороны, существенно снижает возможность произвола со стороны сотрудников опеки, а с другой — зачастую делает невозможной защиту прав детей.Дело все в том, что сам факт отобрания ребенка при наличии угрозы жизни и здоровью не является основанием для лишения или ограничения родительских прав (см ст.ст. 69 и 73 СК РФ). Более того, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10

«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

судам следует учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой.На практике это означает, что органом опеки и попечительства должна быть проведена длительная профилактическая работа, не давшая результатов.

Однако в таких случаях орган опеки и попечительства не будет дожидаться наступления непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка и подаст иск в суд раньше. Кроме того, парадоксально, но факт, согласно тому же Постановлению Пленума ВС, в исключительных случаях, при доказанности виновного поведения родителя, суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.Например, родители жестоко обращались с ребенком, не кормили, бросали его одного дома голодным; орган опеки отобрал ребенка в силу угрозы жизни или здоровью, что было ДОКАЗАНО в судебном порядке, однако, несмотря на это, суд может вынести нерадивому родителю лишь… предупреждение, что и происходит все чаще и чаще…Таким образом, орган опеки и попечительства фактически может отобрать ребенка у родителей только в том случае, если родители УЖЕ состояли на учете в данном органе, с ними проводилась соответствующая профилактическая работа, которая не дала своих результатов. В противном случае, суд откажет в удовлетворении иска о лишении/ограничении прав, а также вынесет частное определение о нарушении органом опеки и попечительства законодательства, кроме того представление о том же вынесет и прокурор, участвующий в деле.Выше уже говорилось о том, что речь идет об отобрании ребенка у родителей.

Вместе с тем, хочется рассмотреть конкретную ситуацию. Ребенок находится у бабушки, подруги родителей, крестной, и т.п.

и т.д., приходит в дом сотрудник органа опеки и… что же будет? Если взрослый, присматривающий за ребенком, адекватен, не прикован к постели, не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и при этом поясняет, что все в порядке и родители доверили ему заботиться о ребенке какое-то время, то оснований для вмешательства органа опеки нет.

В противном случае (взрослый неадекватен, болен, пьян и т.п. или сообщает о том, что ребенок ему не нужен, заниматься его воспитанием он не хочет, а родители за ребенком не приходят и где они – взрослый не знает), Органом Внутренних дел составляется акт о доставлении подкинутого ребенка, что не является отобранием.5.

Временное изъятие по заявлению родителейИ последняя ситуация, которая часто характеризуется как отобрание, однако им не является. При проведении контрольных актов обследования семей группы риска сотрудники опеки зачастую видят ситуации, когда родители явно не справляются с воспитанием детей, дети больные, голодные, страдают педикулезом, в доме отсутствует элементарная еда (молоко, хлеб, суп и т.п.). В таких случаях, родителям предлагают поместить ребенка в учреждение временного пребывания.

Основанием для этого помещения может служить личное заявление родителей (одного из них). На время нахождения ребенка в учреждении родителям предлагают пройти реабилитационные мероприятия: лечение у врачей, консультацию у психологов, предлагается работа из перечня имеющейся в Службе занятости населения, принимаются меры по оформлению необходимых документов.В заключение следует добавить, что каждый новый ребенок, переданный на попечение органу опеки и попечительства — это огромное количество работы, множество документов, поездок, которые надо выполнить в строго определенный законодательством срок.

Бытующее мнение о неких планах и нормах на отобрание детей, а также премиях сотрудникам опеки является ложью, фарсом и провокацией, которую следует признать небезуспешной.да 0 / 0 нетВаш рейтинг должен быть не менее 500 для оценки публикацииОК Поделиться в социальных сетях: да 0 / 0 нет

сегодня, 11:05

0 4 сегодня, 10:04

0 15 сегодня, 10:01

0 11 сегодня, 09:14

1 51 сегодня, 08:31

0 14 сегодня, 07:37

2 15 сегодня, 07:04

0 11 вчера, 20:04

0 9 вчера, 19:38

0 23 вчера, 17:04

0 25 вчера, 16:39

11 101 вчера, 13:25

0 106 вчера, 13:24

1 30 вчера, 13:01

29 309 Юристов онлайн Вопросов за суткиВопросов безответовПодписаться на уведомленияМобильноеприложениеМы в соц. сетях

© 2000-2020 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+