Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Понятие государственного управления 2020

Понятие государственного управления 2020

Понятие, принципы и содержание государственного управления


 Проблема сущности, целей, назначения государственного управления является одной из центральных в административном праве России. Общественные отношения, связанные с реализацией исполнительной власти и осуществления государством управленческой деятельности, составляют ядро, основу предмета административного права.

Без понимания таких юридических конструкций, как государственное управление, исполнительная власть, невозможно понять сущность данной отрасли права.

Изучение основ административного права начинается именно с определения сущности, назначения исполнительной власти и государственного управления, выявления соотношения между этими ними. Государство реализует свои функции посредством осуществления различных форм государственной деятельности.

Они подразделяются в соответствии с теорией разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная деятельность направлена в первую очередь на обновление нормативно-правовой базы государства.

Общественные отношения по своей сути динамичны, они подвержены изменению и усложнению. Поэтому государство должно приводить законодательную базу в соответствие с существующими на данный момент общественными отношениями.

Назначением законодательной деятельности является издание нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми субъектами права: органами, должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, иными лицами, находящимися на территории государства. Законодательная деятельность в большинстве государств осуществляется законодательными (представительными) органами. Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью претворение в жизнь нормативно-правовых актов, изданных в процессе осуществления государством законодательной деятельности, в различных сферах жизни общества.

Исполнительная деятельность имеет подзаконный характер. Это означает, что все действия и решения ее субъектов, а также издаваемые ими в рамках их компетенции правовые акты управления, должны основываться на положениях Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, иных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу. Действия и решения органов власти и должностных лиц, осуществляющих исполнительную деятельность, должны быть направлены на исполнение закона.

Исполнительную деятельность осуществляют прежде всего органы исполнительной власти. Судебная деятельность направлена на осуществление правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

Цель судебной деятельности — контроль за исполнением законов, а также привлечение к ответственности субъектов, которые нарушили общеобязательные правовые предписания, не исполнили, или ненадлежащим образом исполнили лежащие на них юридические обязанности. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом С учетом изложенного, можно утверждать, что государственное управление — это одна из форм государственной деятельности.

От законодательной и судебной деятельности она отличается по субъектному составу, а также по содержанию.

Чтобы понять саму сущность государственного управления, необходимо рассмотреть принципы, на которых оно базируется.

Принципы государственной деятельности — это такие основополагающие, базовые идеи и положения, которые определяют его важнейшие особенности, содержание и назначение. Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров проводят следующую классификацию принципов государственного управления [1]: 1) Общие (социально-правовые).

Данная группа принципов охватывает общие положения, которые должны быть реализованы всеми органами или должностными лицами, независимо от их уровня или места в системе субъектов управленческой деятельности. К ним относятся такие принципы, как: законность, дисциплина, целесообразность, объективность, соотношение централизованного и децентрализованного регулирования. Принцип законности предполагает во-первых, точное и единообразное исполнение Конституции и законов субъектами управленческой деятельности, во-вторых, обязанность каждого субъекта управления действовать строго в рамках своей, установленной законами и иными нормативно-правовыми актами, компетенции, в-третьих, обязанность органа или должностного лица, уполномоченного издавать правовые акты управления, убедиться в соответствии издаваемых актов нормативно-правовыми актами большей юридической силы.

Дисциплина — это правовое состояние, сущность которого состоит в исполнении органами исполнительной власти и должностными лицами возложенных на них обязанностей, в том числе связанных с соблюдением правил служебного распорядка.

Целесообразность — принцип государственного управления, который предполагает достижение цели субъектами управления наиболее оптимальными средствами, с наименьшими временными и материальными затратами. Принцип объективности означает, что органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляя управленческую деятельность, обязаны принимать во внимание объективные закономерности, фактическую обстановку, которая складывается в различных сферах общественной жизни (уровень, характер развития общественных отношений), а также справедливо оценивать собственные ресурсы, необходимые для решения управленческих задач.

Принцип соотношения централизованного и децентрализованного регулирования означает разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере исполнительной власти. 2) Организационные. Они необходимы для выбора оптимального варианта построения аппарата государственного управления и его функционирования.

2) Организационные. Они необходимы для выбора оптимального варианта построения аппарата государственного управления и его функционирования. Данная группа принципов включает в себя две подгруппы. К первой относятся следующие принципы: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения.

Отраслевой принцип означает, что в той или иной отрасли государственного управления создаются соответствующие государственные органы (министерства).

Данный принцип позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы для решения повседневных задач управления. Линейный принцип обеспечивает подчиненность нижестоящих субъектов государственного управления вышестоящим. Каждый руководитель уполномочен давать инструкции, указания по ведению управленческой деятельности органу или должностному лицу, находящемуся у него в подчинении.

Территориальный принцип предполагает формирование органов государственного управления на основе территориального деления Российской Федерации. Данный принцип позволяет эффективно решать задачи социально-экономического развития в тех или иных административно-территориальных единицах.

Принцип двойного подчинения учитывать специфику того или иного региона при осуществлении централизованного государственного управления. Ко второй подгруппе организационных принципов относятся такие принципы, как: сочетание единоначалия и коллегиальности в государственном управлении, рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности и ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты своей работы. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности предполагает решение вопросов государственного управления как органами власти, построенными по коллегиальным началам (например, Правительство РФ), так и единолично руководителями органов исполнительной власти РФ.

Рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности означает четкое законодательное закрепление за ними полномочий, определение их правового статуса (то есть, совокупности прав, обязанностей, а также ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей).

Рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности означает четкое законодательное закрепление за ними полномочий, определение их правового статуса (то есть, совокупности прав, обязанностей, а также ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей). Данный принцип необходим для обеспечения эффективного осуществления субъектами деятельности по исполнению положений Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов. Ответственность субъектов исполнительной деятельности предполагает возможность применения к ним мер административного принуждения в случае нарушения ими предписаний закона, неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них правовых обязанностей.

С учетом вышесказанного, следует сделать следующий вывод: сущность государственного управления заключается в практическом исполнении, претворении в жизнь положений Конституции РФ, законов РФ, иных нормативно-правовых актов уполномоченными на то субъектами на федеральном и на региональном уровнях, действующих в рамках закона и во исполнение закона, путем реализации имеющихся у них государственно-властных полномочий. Литература:

  • Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Консультант плюс.
  • Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров «Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение» (под ред. Л. Л. Попова), М., «Норма», «Инфра-М», 2011
  • Л. Л. Попов Административное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров. / Москва: РГ-пресс, 2014. — 568 с.
  • Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации».

Субъекты и объекты государственного управления

Государственное управление представляет собой властную деятельность государства в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов и должностных лиц, реализуемую на основании и во исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов в целях обеспечения прав личности, социально-экономического развития страны и т. д. Государственное управление направлено на исполнение государственных функций через учреждаемую на демократических началах систему государственных органов.

Определение 1 Система государственного управления – это совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти и должностных лиц, находящихся в иерархическом подчинении, реализующих посредством взаимодействия между собой и с институтами гражданского общества управление социально-экономическим развитием государства и обеспечение наиболее полной реализации прав и свобод личности. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Как всякая система, система государственного управления характеризуется наличием управляющей и управляемой стороны. Иными словами, государственная система управления опосредует властное воздействие субъекта управления на объект управления.Субъекты государственного управления образуют институциональную подсистему управленческой системы: это государственный аппарат – совокупность учрежденных и действующих на основании законов и других нормативных актов органов управления.

Замечание 1 Управленческое воздействие, в свою очередь, реализуется через процедуры и инструменты, предусмотренные законодательством, другими нормативными актами. Такие акты образуют нормативно-правовую подсистему.

Управленческое воздействие требует наличия соответствующих каналов связи, особых управленческих отношений, опосредующих субъектно-объектные связи, т.

е. формирование эффективной коммуникативной подсистемы. Субъектами государственного управления выступают властные структуры – органы законодательной, исполнительной и судебной федеральной и региональной власти, которые законом и другими нормативными актами наделены властными полномочиями по управлению общественными отношениями.При этом властное воздействие объективно вызывает ответную реакцию, возникает обратная связь между управляемым и управляющим. Такая связь может характеризоваться, как пассивная, например, исполнение возложенной законом налоговой обязанности, соблюдение уголовно-правовых запретов, или как активная, в частности, участие в референдуме, создание общественной организации, в том числе политической партии, и др.

Результат властного воздействия находит отражение в состоянии общественных отношений, что позволяет проводить оценку эффективности такого воздействия, и его корректировку. Контроль эффективности управленческого воздействия в демократическом государстве должен происходить как со стороны государственных органов, так и со стороны населения.

оценка ее достоверности и ее анализ позволяют определить изменения в поведении субъекта и сделать вывод. Управленческая деятельность государственных органов строго регламентирована законом и другими нормативными актами.

К числу сущностных характеристик государственных органов как субъектов управления общественными процессами относятся следующие:

  1. государственный орган как субъект управленческого воздействия является одновременно инструментом, обеспечивающим реализацию волеизъявления населения или определенной его части;
  2. государственный орган как часть системы государственного управления обладает всеми присущими ей свойствами, разделяет общие цели и задачи, а также принципы ее функционирования.
  3. государственный орган как субъект управленческого воздействия выступает элементом механизма государственного управления, на которого возложены конкретные функции, т.е. он выполняет специальную задачу, обеспечивая во взаимодействии с остальными органам власти эффективное государственное управление;

Объектами государственного управленческого воздействия именуются определенные социальные общности (население в целом, отдельные социальные группы), которые в результате государственного управления обеспечивают достижения целей государственного управления – социально-экономического развития общества, наиболее полной реализации прав и свобод личности.Иначе говоря, объектами государственного управленческого воздействия выступают общественные отношения между государством и человеком, социальной группой, населением в целом, между людьми, человеком и социальной группой, между социальными группами и т. д., когда такие отношения характеризуются социальной значимостью.Объекты государственного управленческого воздействия фактически – это фактически либо личность как таковая, либо человеческий коллектив, что позволяет говорить о следующих сущностных характеристиках объектов государственного управления:

  1. приспособляемость к окружающей обстановке, выработка стереотипных реакция, стереотипного поведения как результат на воздействия внешней среды;
  2. целенаправленность жизнедеятельности – стремление к удовлетворению собственных потребностей через постановку соответствующих целей, поиск ресурсов и т. д.;
  3. самоактуализация объектов управленческого воздействия: человек, социальная группа по своей природе стремятся к наиболее полной реализации своего потенциала, к саморазвитию;
  4. высокая способность к саморегулированию: социальный коллектив по своей природе стремиться к упорядочению своей жизнедеятельности и др.

Приведенные характеристики личности и социума в целом как объекта государственного управления обусловливают необходимую и достаточную меру управленческого воздействия: чем более развит объект управления, тем незначительнее и мягче должно быть управленческое воздействие.

Развитое государство и развитое общество сводят управленческое воздействие к координации интересов, уходя от подчинения, принуждения, жесткого планирования.

Понятие государства и системы государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

I_ГОСУДАРСТВЕННОЕИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ М. С. Байнова, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии, Российский государственный социальный университет, Москва.

M. S. Baynova, doctor Phd, associate Professor at the state, municipal management and social engineering, Russian state social university, Moscow. E-mail: ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ The concept of the state and system ofpublic administration.

Аннотация: в статье анализируется понятие государства и государственного управления на основании современных российских подходов.

Государственное управление рассматривается как система, обладающая принципами и закономерностями. Автор раскрывает место государственного управления относительно социального управления в целом. Annotation: the article analyzes the concept of state and public administration on the basis of the modern Russian approaches.
Annotation: the article analyzes the concept of state and public administration on the basis of the modern Russian approaches.

The article views public administration as a system with the principles and regularities. The author reveals the place of public administration with respect to social management.

Key words: state, public administration, system of public administration, principles and regularities of the administration Понятие государства имеет различные трактовки. В Российской социологической энциклопедии под редакцией Г.В.

Осипова даётся определение государства Г.

Н. Манова:

«политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.»

[1, с.

96]Е. М. Бабосов даёт следующее определение государства:

«политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю, основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем»

. [2] Ф. Шарков предлагает следующее определение:

«Государство — универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.»

[3] В. Е. Чиркин анализируя различные подходы к определению понятия государства даёт следующее обобщенное понятие:

«государство — это универсальное политическое сообщество и одновременно политическая организация, обладающая особой (суверенной государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество (в том числе, путем легализованного принуждения), выражающая в процессе социального арбитража прежде всего волю доминирующего социального слоя, учитывающая в определенной мере интересы других слоев и выполняющая общие для общества задачи.»

[4, с.

82.] Итак, на основании данных определений можно выделить кратко сущность государства — это форма политической организации общества. Политической -следовательно основанной на властных отношениях.

Слово «государство» часто используется как синоним слова страна, то есть территория, имеющая общее национальное, культурное, историческое устройство .Но в отличии от страны государства — это форма организации. Государство можно рассматривать как социальную организацию, и тогда государственное управление подчиняется общим закономерностям управления.

С другой стороны, государство — специфическая форма организации и имеет собственные частные закономерности управления.

Специфические особенности, присущие государству как социальной организации, можно выделить на основе указанных выше определений следующим образом. Во-первых, государство выражает интересы всего общества, то есть объединяющая население определенной территории, страны, и выражающее интересы этого населения. (Если при чтении этих строк кому-то покажется, что государство не выражает именно его волю, то необходимо повнимательнее ознакомиться с основами государственного и муниципального управления дальше, и тогда механизм выражения воли станет понятен).

Во-вторых, ради выражения интересов всего общества государство имеет право на принуждение, в том числе на использование насилия. Именно право на насилие обеспечивает выполнение воли общества и установление определенного порядка. По мере развития общества, состав функций государства расширялся, в XX веке государство стало восприниматься людьми не только гарант права и безопасности, но и с точки зрения обязанности обеспечивать социально-экономическое развитие.

И применение насилия не ограничивается обеспечением покорности или мерами к нарушителям порядка, но принуждает к необходимой для общества социальной ответственности.

Право на насилие определяет особые требования к государству как социальной организации. Во-первых, это особые требования к принятию решений.

Во-вторых, к формированию органов власти. В-третьих, к государственным служащим. Таким образом, государственное и муниципальное управление будет иметь следующие отличия от управления социальными организациями в целом.

Управление в целом — это процесс, направленный на достижение цели.

Управление может техническим, например, управление автомобилем, на котором мы движемся в определенную точку. Управление может быть социальным — направленным на достижение цели в социальной общности.

Управлять означает анализировать, прогнозировать, принимать решения, организовывать их выполнение и нести ответственность за работу больших и малых групп людей, занятых общим делом.Насколько термин управление в технической и социальной сфере может быть сравним, это предмет отдельного изучения. [5] В настоящее время используется также понятие менеджмент, которое автор определяет, как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для определения и достижения цели организации.

С учетом перечисленных выше особенностях государства необходимо дать определение государственного управления. Государственное управление также имеет множество подходов к определению.

Г. В. Атаманчук определяет:

«государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу»

.

[6, с. 32-33] Н.И. Глазунова рассматривает государственное управление как

«целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства (через систему его органов идолжностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей»

.

[7, с. 13] О. М. Рой даёт такое определение:

«Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.»

[8] Г. Л. Купряшин определяет:

«Государственное управление — это деятельность по реализации законодательных, судебных, исполнительных и иных властных полномочий с целью выполнения их функций как в обществе в целом так и в отдельных его частях»

.

[9, с. 64] Подводя итог современным подходам к государственному управлению в России и учитывая специфические особенности государства с точки зрения управления, можно сделать вывод: государственное управление -это деятельность органов власти, направленная на выражение интересов общества. Переходя от понятия процесса управления к определению системы, необходимо учитывать сущность управления и особенности государственного управления.

Объект государственного управления может выступать как общество в целом, так социальные отношения в обществе, которые могут быть подвергнуты государственному регулированию. Субъект управления для государственного управления — это государственные институты, структура органов государственной власти, отдельные должностные лица, которые наделены необходимыми властными полномочиями и действуют от имени общества на основе установленных правовых норм.

Субъект управления для государственного управления — это государственные институты, структура органов государственной власти, отдельные должностные лица, которые наделены необходимыми властными полномочиями и действуют от имени общества на основе установленных правовых норм.

Отличие государственного управления заключается в том, что субъект и объект не составляют иерархию, и управление объектом происходит не через прямые указания, а путем принятия норм и правил, и применения принуждения в случае невыполнения норм. Субъект и объект управления вместе образуют систему управления.

Система — это совокупность элементов, которая обладает новыми свойствами, отсутствующими у каждого элемента в отдельности. Система государственного управления — это совокупность институтов, функций, отношений, методов решений и принципов управления общества.

Государственное управление как система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов управления, взаимодействия аппарата управления и общества, социальных отношений.

В системе между объектом субъектом образуется прямая и обратная связь .Прямая связь — это управленческое воздействие, обратная связь — это реакция на управленческое воздействие, которое получено субъектом. В системе государственного управления, где нет прямой иерархии, обратная связь не является ярко выраженной.

В случае эффективной системы выборов именно избирательный процесс становится обратной связью, передающей реакцию объекта на управление.

Также обратная связь может быть оценена как простое соблюдение норм и правил, или как протест против управления, но это будет уже критическая точка для системы управления. Таким образом, проблема обратной связи является ещё одной специфической особенностью государственного управления. Предмет государственного управления можно рассматривать как формы и методы воздействия на общество и социальные отношения со стороны государственного аппарата управления.

В этом случае методы изучения государственного управления связаны с методами анализа социальных наук: экономические, социологические, правовые, статистические. Закономерности управления отражают объективно существующие повторяющиеся взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления.

Общие закономерности присущи всем системам управления, частные — связаны с функционированием отдельных организаций.

Можно выделить несколько основных закономерностей управления, которые характерны для всех социальных организаций, в том числе для государства [12]. 1) Соответствие социального содержания управления формам собственности на средства производства. Это означает, что решения в системе управления принимает тот субъект, который обладает собственностью относительно объекта управления.

Таким образом, в государственном управлении решения принимаются в интересах той социальной группы, которая обладает наибольшими ресурсами. Если эта закономерность не реализуются, и по какой-либо причине решения принимаются не в интересах группы, обладающей наибольшими ресурсами, то происходит изменение системы государственного управления.

Это может произойти как в форме насильственного изменения, когда создаётся революционная ситуация, [10 с. 218]и происходит давление на управляющую социальную группу со стороны более ресурсообеспеченной. Так и в форме постепенного изменения структуры управления под воздействием изменения распределения ресурсов.

2) Изменение функций управления по мере изменения уровня управления, что означает возрастание одних функций и убывание других на различных уровнях иерархии управления.

Функции высшего руководства государства отличаются от функций государственного служащего на уровне начальника отдела, хотя труд обоих связан с принятием решений. 3) Концентрация функций управления, то есть каждая ступень управления стремится к расширению полномочий и росту численности управленческого персонала.

Каждый уровень управления стремится контролировать как можно больше ресурсов и концентрирует функции. В Государственном управлении концентрация функций приводит к диктатуре, поэтому предусматриваются различные системы сдержек и противовесов, чтобы какой-либо элемент системы не приобрел абсолютной власти. 4) Оптимизация числа ступеней управления, предполагает устранение лишних ступеней управления, повышая скорость прохождения информации.

С увеличением числа уровней управления возрастает время на прохождения документов, кроме того, информация, передаваемая через других лиц, может искажаться. Однако для государства неприемлема постоянное взаимодействие только на уровне главы государства и населения.

Хотя для увеличения прохождения информации могут периодически проводится какие-либо встречи, приёмы, общение в прямом эфире, но на постоянной основе сокращение числа ступеней управления невозможно из-за большой численности объекта управления. Поэтому речь идет именно не о сокращении уровней управления, а об оптимизации, поиске оптимального соответствия между скоростью прохождения информацией, эффективностью прямой и обратной связи, и размером управляемого объекта, который отражен в следующей закономерности.

5) Распространенность контроля — зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий руководителями.

Для закрытой системы, иерархической организации наиболее эффективной является группа из 3-9 человек в непосредственном подчинении одного руководителя. Этот принцип может быть применим для построения государственного аппарата, но для определения самого аппарата нет, так как государство не является закрытой иерархической системой.

Для государственного управления необходимо учитывать объем полномочий и функций, которые должна решать система управления. В тоже время, объем работы по той или иной функции будет возрастать пропорционально населению.

Таким образом, для государства с большим количеством населения управленческий аппарат также будет расти. Кроме того, для распространенности контроля в условиях государственного управления имеет значение также и плотность населения, поэтому в государстве с большой территорией аппарат публичной власти (государственного или муниципального управления) также будет объективно увеличиваться.

Кроме того, для распространенности контроля в условиях государственного управления имеет значение также и плотность населения, поэтому в государстве с большой территорией аппарат публичной власти (государственного или муниципального управления) также будет объективно увеличиваться. Выявив закономерности, следует перейти к принципам управления. Принципы управления — это наиболее общие положения, определяющие требования к системе управления.

Принципы носят субъективный характер и способствуют эффективному функционированию организации. На принципах основывается система управления, и при их несоблюдении она или распадается, или теряет эффективность в различных аспектах [13 с.

18]. Для социальных организаций в целом можно выделить следующие принципы. 1) Иерархичность, предусматривает вертикальное разделение труда, подчинение низших уровней высшим. Особенность государственного управления заключается в том, что иерархия существует в аппарате правления, но не в объекте управления — обществе в целом.

2) Обратная связь, позволяет проконтролировать исполнение команды и получить информацию о состоянии организации. Сложность организации обратной связи для государственного управления, как это было сказано выше, таким образом делает более сложной повышение эффективности управления. 3) Компетентность, означает знание управляющим объекта управления или способность воспринимать компетентную консультацию.

Для государственного управления существует особый порядок формирования органов власти, и особенно — для должностных лиц, для которых основным требованием может быть доверие населения (для избираемых), или доверие руководителей (для назначаемых), поэтому важным становится именно вторая составляющая фактора эффективности — способность воспринять компетентную консультацию. 4) Целенаправленность предполагает четкую постановку целей перед организацией, которые должны быть реальными, достижимыми и конкретными.

Эффективность системы управления зависит от направленности на достижение цели, а при распределении усилий, направление их на второстепенные задачи, эффективность системы в целом снижается. 5) Ответственность связана с обязанностью руководителя отвечать за принятые решения и выполненные действия. 6) Совершенствование, подразумевает трансформацию системы управления по мере изменения объекта управления.

Этот принцип обуславливает актуальность различных изменений в системе управления, и это особенно важно для системы государственного управления, потому что общество постоянно меняется.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Закономерности отражаются в системе государственного управления через распределение объемов полномочий между уровнями управления, принципы определяют направления повышения эффективности управления.

Подход к государственному управлению с точки зрения системы позволяет раскрыть причины и последствия организационных основ функционирования государства. Список литературы: 1. Егорова Е.Н. Современные тенденции государственного и корпоративного управления//Москва, 2008.

2. Осипов Г.В. (общ. ред.) Российская социологическая энциклопедия.

М., Норма-Инфра-М, —1998. 3. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М.

Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В.

Терещенко. Минск.: Книжный дом, 2003 г.% 4. Шарков Ф. И. Государство как социальный институт. http://www.communicology.us/2014/01 /blog-post_8613.html (15.09.2015).

5. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления.

М.: Юрист, 2005. 6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л. 2004. 7. Глазунова Н.И.

Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 8. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.

2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.

9. Государственное управление: основы теории и организации.

Учебник / Под. ред. В.А. Козбаненко. М.: «Статут», 2000. 10. Ленин В.

И. Крах II Интернационала: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. М.: Политиздат, 1969.

11. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 12. Масликов В.А. О методологии социокультурного исследования.

// Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 363-376. 13. Виниченко М.В.

Современные подходы к проблеме формирования, развития и использования кадрового резерва на государственной службе. // Социальная политика и социология. 2013. № 4. (97). С. 15-24. 14.

Козырев М.С. О теоретических проблемах государственного и муниципального управления. Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 1 (107). С. 34-40.

15. Ветрова Е.А. Основы государственного и муниципального управления / Е.А. Ветрова. — Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина,2015. — 168 с.

16. Докукина Е.В., Мухоморова И.В. К вопросу о реализации региональной кластерной политики.

Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 19. № 2. С. 51-55.

Характеристика системы государственного управления

Определение 1 Система государственного управления – это совокупность органов государственного управления, представляющая собой определенную иерархию взаимосвязей, направленных на взаимодействие органов, ответственных за формирование и реализацию государственной политики, осуществление государственного управления, защиту конституционных прав и свобод. Государственное управление в общепринятом смысле представляет собой разновидность практической деятельности, направленной на решение проблем организации государственной власти.Сущность государственной власти раскрывается через ее природу, обусловленную следующими факторами:

  1. во-первых, необходимостью этой власти;
  2. в-третьих, целевой направленностью этой власти.
  3. во-вторых, ее общественной обусловленностью;

Государственное управление необходимо по причине того, что в обществе объективно существует потребность в обеспечении реализации государственной политики, призванной организовать эффективное использование различного вида ресурсов, справедливо распределять доходы, гарантировать социальные права, поддерживать общественный порядок.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Система государственного управления в России представлена двумя уровнями:

  1. во-вторых, региональным.
  2. во-первых, федеральным;

В качестве субъектов государственной власти федерального уровня выступает Президент России, Федеральное собрание, представленное двумя палатами — Советом Федерации и Государственной Думой, органы государственного управления федерального уровня.В качестве субъектов государственной власти регионального уровня выступают высшие должностные лица регионов в лице президентов республик, губернаторов областей и краев и так далее, система представительных и исполнительных органов государственного управления регионального уровня. В основе системы государственного управления находятся следующие признаки:

  1. во-вторых, осуществление функции управления возлагается на специально созданных государством субъектов, действующих по поручению и от имени государства, а также субъектов, которым передается часть государственных полномочий в сфере управления;
  2. в-третьих, для каждого субъекта государственного управления устанавливаются определенные пределы компетенции в соответствии с требованиями законодательства.
  3. во-первых, государственное управление подразумевает осуществление различных функций, направленных на соблюдение государственных интересов и обеспечения свобод и прав населения страны;

Государство как особый субъект управления оказывает существенное влияние на специфику деятельности по осуществлению государственного управления. В основе этой деятельности находится верховная власть, обеспечивающая основание для легитимности господства определенных людей и органов над остальным обществом.Главной специфической характеристикой государственной власти является ее распространенность на все население страны.

Государственная власть подразумевает признание ее всеми членами общества, даже не согласными с ее политикой, по причине того, что в демократических системах власть осуществляется решениями большинства.Еще одной характеристикой государственного управления выступает свойство системности. Данное свойство обеспечивает такие характеристики государственной власти как субординация, согласованность, координация, целеустремленность, эффективность и рациональность. Системность государственного управления представляет его элементы, компоненты и взаимосвязи в определенной упорядоченности, обеспечивающей принципиально-теоретическое и методологическое значения.Государственное управление направлено на решение проблем, невозможных к разрешению в индивидуальном порядке.

Государство призвано обеспечивать защиту национальных интересов.Для решения государственных задач формируется система органов, ответственных за выполнение определенных функций.В качестве субъектов государственного управления выступают должностные лица и органы государственного управления, наделенные в законодательном порядке определенными полномочиями по осуществлению государственного управления общественными процессами. Субъекты государственного управления классифицируются по различным признакам, в том числе:

  • состав, подразумевающий наличие индивидуальных и коллективных органов государственного управления.
  • сферы деятельности, которые подразумевают формирование специализированных органов государственного управления, например, министерство образования, министерство иностранных дел и так далее;
  • ветви власти, в рамках которых выделяют исполнительных субъектов государственного управления, законодательных субъектов государственного управления и судебных субъектов государственного управления;
  • характер, цели и средства воздействия на объекты управления, в том числе административное управление, экономическое управление и прочее;
  • уровни власти, в рамках которых выделяют национальные органы власти, региональные органы власти;
  • характер институционализации, подразумевающий существование формальных институтов институциализированных органов государственного управления и различных общественных институтов, действующих при них;

Замечание 1 В качестве объекта в государственном управлении выступает совокупность элементов общественной среды, взаимосвязи этих элементов, которые подвергаются изменениям под воздействием субъектов государственного управления. Объекты государственного управления характеризуется следующим образом:

  1. в-четвертых, они наделены способностью самоуправления;
  2. в-третьих, они обладают адаптивностью, то есть способностью приспособления к воздействию государственных органов власти;
  3. во-первых, они обладают самоактивностью, то есть способностью к самодвижению внутренних побудительных мотивов;
  4. в-пятых, они находятся в зависимости от условий общественной жизнедеятельности объективного характера.
  5. во-вторых, они наделены целеустремленностью, которую государству необходимо учитывать при формировании государственной политики;

Система государственного управления

Определение 1 Система управления – это организация государственного управления путем применения различных методов и способов, обеспечивающая выполнение государством своих функций.

Государственное управление, являясь целенаправленным и постоянной системой, связанной с воздействием субъектом управления на объекта управления, включает в себя несколько разноплановых сфер и областей своего функционирования:

  1. Управление государственно-политическое. Данное направление предусматривает деятельность органов управления на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов России и уровне местного самоуправления. При этом в качестве субъектов следует рассматривать Президента России, Федеральное Собрание РФ, высших должностных лиц (президентов республик, губернаторов областей), а также представительные органы власти субъектов страны.
  2. Государственный менеджмент. Данное направление является новым и выражается в рыночном и контрактном подходе, в отношении к гражданам страны как к клиентам, которым государство предоставляет различные общественные услуги за соответствующую оплату в зависимости от материального состояния граждан.
  3. Управление государственно-административное. Этот вид деятельности связан с управлением государственными делами путем реализации исполнительной власти, а также ее органов и должностных лиц. Приоритетными при этом являются области экономики, социальные услуги, инфраструктура (аэропорты, дороги, транспорт и т.п.), образовательная сфера, здравоохранение, полиция, армия, а также финансовая сторона вопроса по обеспечению указанных областей общественной жизни.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту строится на определенных организационных и правовых категориях, которые имеют проявление в ходе управленческих отношений:

  1. сфера государственного управления, состоящая в комплексе отношений по организации различных межотраслевых функций, имеющих специальное значение (сертификация, планирование, стандартизация);
  2. управленческая деятельность государства, которая связана с осуществлением органами исполнительной власти различных управленческих функций;
  3. отрасль государственного управления, которая состоит в системе звеньев государственно-управленческих органов, имеющих общий объект управления (промышленность, сельское хозяйство, транспортное сообщение, строительство, железные дороги, лесное хозяйство, финансы, здравоохранение, образование, оборона, связь и т.д.);
  4. субъект государственного управления – это, прежде всего, государство, выступающее в качестве совокупности публичных органов власти;
  5. объект управления государством характеризуется общественными отношениями различных общностей (национальных, социальных и т.п.), общественными объединениями, юридическими лицами, организациями, поведением граждан, которое приобретает значение для общества;
  6. органы государственного управления представляют собой второстепенный субъект управления, который связан с непосредственным осуществлением функций государственного управления в порядке, предусмотренном законами в данной области.
  7. область государственного управления, представляющая собой различные отрасли управления, расформированные по группам в зависимости от признака их назначения (народное хозяйство, административная область, социальная и культурная сфера и т.д.);

Замечание 1 , так же как и система любого правового явления, представляет собой глубокое и многоплановое понятие, которое отличается своей разноаспектностью. Полностью освоить систему государственного управления возможно лишь в случае понимания всех основных категорий государственного управления.

Сущность и содержание государственного управления

Как известно, каждой отрасли права присущ свой предмет правового регулирования.

Так, государственное управление выступает в качестве того самого предмета, регулирующего такую отрасль российского права, как административное право. Замечание 1 Понятие «управление» имеет довольно-таки широкую распространенность. Первоначальное его понимание было заложено в латинском языке как «administratio» – деятельность, связанная с руководством кем-либо или чем-либо.

Таким образом, любое управление есть целенаправленное, упорядочивающее воздействие на различные системы. Государственное управление предстает в качестве одного из видов общего управления как категория, которая является необходимой для общества.

Суть данного вида управления состоит в том, что посредством него осуществляются управленческие от имени и в масштабе всего государства. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Подойдя к вопросу, касающемуся сущности управления, стоит определить общее понятие. Прежде всего, сущность – это нечто, что раскрывает истинный того или иного явления либо процесса.

Определение 1 Сущность государственного управления – это общие черты, характеризующие государственное управление, как правовое явление, и раскрывающие его истинное предназначение. Сущность государственного управления состоит в следующем:

  1. государственное управление является неким конкретным видом , связанной с осуществлением власти государства, имеющей определенную компетенцию и набор функций по ее реализации;
  2. отличается тем, что его деятельность имеет исполнительно-распорядительный характер и претворяет в жизнь законы и другие нормативные правовые акты;
  3. представляет собой организующую деятельность, в ходе которой повседневно исполняются государственные функции в различных сферах общественной и государственной жизни (налогообложение, финансирование, статистика и т.п.), обеспечиваются социальные и политические интересы (обороноспособность, безопасность и т.д.), поддерживается культурный уровень (наука, образование, здравоохранение и др.), стимулируется хозяйственная деятельность (строительство, промышленность, связь, транспорт и пр.);
  4. осуществление государственного управление субъектами, которые обладают специальными полномочиями (органами исполнительной власти), которые решают все вопросы, связанные с управлением, осуществляют руководство отраслями и сферами, учреждениями, предприятиями, объединениями и т.д.

В юридической научной литературе, раскрывая какую-либо правовую область, принято говорить о ее содержании. Содержание в общем понимании заключается в совокупности всевозможных элементов, связей, процессов, составляющих определенное явление или предмет.

Определение 2 Содержание государственного управления – это совокупность механизмов, целей, задач, функций, принципов, методов государственного управления, которые в своей совокупности образуют данное явление. Стоит подчеркнуть, что термины «сущность» и «содержание» практически идентичны, однако, сущность все же шире, нежели чем содержание.

Так, сущность представляет собой более абстрактную категорию, раскрывающую внешний образ явления, а содержание захватывает помимо внешних, и внутренние характеристики. Таким образом, можно отметить, что содержание государственного управления достаточно многообразно. Оно включает в себя все черты, которые присущи государственному управлению, характеризует его с абстрактной точки зрения и, в то же время, содержит сведения о целях и задачах, функциях, особенностях.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+