Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Правила поведения в экспериментальном уголке для детей

Правила поведения в экспериментальном уголке для детей

Правила поведения в экспериментальном уголке для детей

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»


Павлова Елена На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.

(область познание) Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования. • развитие первичных естественнонаучных представлений, • наблюдательности, • любознательности, • активности, • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); • формирование умений комплексно обследовать предмет Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе.

• безопасность для жизни и здоровья детей; • достаточность; • доступность расположения В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, «бросового») 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты. • Компонент дидактический • Компонент оборудования • Компонент стимулирующий Дидактический компонент. • Познавательные книги • Атласы • Тематические альбомы • Серии картин с изображением природных сообществ • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов Для организации самостоятельной детскойдеятельности могут быть разработаны: • Алгоритмы выполнения опытов • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов.

Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования Компонент оборудования.приборы-помощники: • микроскоп, лупы, увеличительные стекла • весы, безмен • песочные, механические часы, • компас, • магниты; • портновский метр, линейки, треугольник т. д. Компонент стимулирующий. • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; • сита, воронки разного размера и материала; •природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, • шишки, перья, мох, листья и др.
д. Компонент стимулирующий. • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; • сита, воронки разного размера и материала; •природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, • шишки, перья, мох, листья и др. ; •утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.

; •технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ; •разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; •красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); •медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.

; •прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др. В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду.

Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения.

Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Требование к уголку экспериментирования

Светлана Цыганкова Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе. • безопасность для жизни и здоровья детей; • достаточность; • доступность расположения В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.

п.) 2) место для приборов 3) Место для хранения материалов (природного, «бросового») 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». Уголок экспериментированияделится на следующие компоненты: • Компонент дидактический • Компонент оборудования • Компонент стимулирующий Дидактический компонент • Познавательные книги • Атласы • Тематические альбомы • Серии картин с изображением природных сообществ • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны: • Алгоритмы выполнения опытов • карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Правила поведения в уголке экспериментирования Компонент оборудования приборы-помощники: • микроскоп, лупы, увеличительные стекла • весы, безмен • песочные, механические часы, • компас, • магниты; • портновский метр, линейки, треугольник т.

д. Компонент стимулирующий • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; • сита, воронки разного размера и материала; •природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, • шишки, перья, мох, листья и др. ; • меха, ткани, пластмассы, пробки и др.

; •разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; •красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски); •медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.

; •прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др. • стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки.

• различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

В уголке экспериментированияв первой младшей группе: • книги познавательного характера для малышей; • в картинках песок, вода; • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой; • поролоновые губки; •простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы; • «Погремушки», «Звонкие бутылочки» (коробочки, баночки с разными наполнителями) • дидактический стол для игр с водой и песком.
В уголке экспериментированияв первой младшей группе: • книги познавательного характера для малышей; • в картинках песок, вода; • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой; • поролоновые губки; •простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы; • «Погремушки», «Звонкие бутылочки» (коробочки, баночки с разными наполнителями) • дидактический стол для игр с водой и песком.

В уголке экспериментальнойдеятельности во второй младшей группе должны быть: • книги познавательного характера для младшего возраста; • тематические альбомы; •коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени, «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» • мини-музей (тематика различна, например, «камни», чудеса из стекла» и др.) • песок, глина; • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; • материалы для игр с мыльной пеной, • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). • семена бобов, фасоли, гороха • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: • лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки • семена бобов, фасоли, гороха • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• персонажи, наделанные определенными чертами- («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст • книги познавательного характера для среднего возраста • тематические альбомы •коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени, «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» • мини-музей (тематика различна, например, «камни», чудеса из стекла» и др.) • песок, глина • набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде • материалы для игр с мыльной пеной • красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). • семена бобов, фасоли, гороха • некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: • лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. • «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки • на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста.

• персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. • карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; • серии картин с изображением природных сообществ; • книги познавательного характера, атласы; • тематические альбомы; • коллекции • мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные:», «Изделия из камня») •материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» •природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. •утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. •технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.

д. •разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.

д. •красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) •медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл •прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. • сито, воронки • половинки мыльниц, формы для льда •приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы • клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки Ведение фиксации детского экспериментирования • Дневник • Картотека опытов • Схема • Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов • Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра» • Карточки подсказки (разрешающие — запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя» • Персонажи, наделанные определенными чертами («Незнайка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Уголок экспериментирования

Татьяна Безменова

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

К. Е. Тимирязев На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Детское экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опытов, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе и явлении. Маленькие «Почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов, ведь им интересно буквально всё.

Маленькие «Почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов, ведь им интересно буквально всё. На многие из вопросов дети могут найти ответы самостоятельно, а поможет в этом уголок экспериментирования, организованный педагогом в группе, как раз для удовлетворения детского любопытства. Экспериментальная деятельность, проводимая детьми в этом уголке, учит детей устанавливать причинно-следственные связи, учит наблюдать, размышлять, делать выводы, расширяет кругозор.

Развивающая предметно-пространственная среда не может обойтись без уголка экспериментирования. В нашей группе, конечно же, есть такой уголок, название его символичное – «Почемучки».

Главная помощница, «хозяйка» уголка – умная, мудрая «Тётушка Сова», которая всегда поможет, подскажет, научит и объяснит. Этот персонаж выбран не случайно, у нас в группе имеются познавательные фильмы –«Уроки Тётушки Совы», которые ребята очень любят смотреть.

Что же интересного можно увидеть в нашем уголке экспериментирования? В первую очередь это мини лаборатория – большая коробка, в которой хранятся все необходимые предметы для организации незатейливых опытов. Здесь есть магниты, контейнеры от киндер сюрпризов с различными запахами (чеснок, цедра, перец, корица,сушёная мята т.

Здесь есть магниты, контейнеры от киндер сюрпризов с различными запахами (чеснок, цедра, перец, корица,сушёная мята т.

п.) пакеты, стаканы, воздушные шары, пружинки, часы, зеркала, лупы, линейки, резиновые груши, железные и деревянные предметы, бумага нескольких сортов, пищевые красители, гуашь и многое другое.

В специальных прозрачных контейнерах хранятся различные материалы – соль, сахар, мука, крахмал, сода.

Есть контейнеры с глиной, землёй, песком, камнями, ракушками, опилками, шишками, желудями, семенами Для маленьких «любознаек» у нас есть книги познавательного характера, различные энциклопедии.

Оформлен альбом, в котором хранятся образцы кожи, меха, различной ткани, бумаги. Специально для уголка экспериментирования я приобрела наборы «Юный химик». Очень важно, чтобы дети были ознакомлены с правилами поведения в данной зоне.

Правилами обращения с теми или иными предметами, порядком проведения опытов. Для этого есть у нас специальные таблицы, схемы выполнения заданий, алгоритмы выполнения – карточки подсказки, что можно, что нельзя. Вещества и материалы, которые могут нанести вред ребёнку, находятся в недоступном для детей месте, проводимые с ними опыты проходят только под контролем педагога, при его непосредственном участии.

Для формирования представлений о свойствах воды, снега, льда, песка у нас имеются большие тазики, которые можно легко перенести в любое необходимое место, а также есть резиновые игрушки, рыбки,удочки, наборы лопаток, леек, воронки, формочки различных размеров. В уголке опытно-экспериментальной деятельности дети учатся формировать результат своих наблюдений, исследований, для этих целей имеется «Журнал опытов и исследований», в который дети заносят результат, используя символы, значки. Уверена, правильно оформленный уголок экспериментальной и исследовательской деятельности, грамотное сочетание материалов и оборудования в этом уголке, способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам обследования объектов, формированию мыслительной деятельности, а в целом учит детей ставить вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Уголок экспериментирования в детском саду: оформление по ФГОС

22.02.201828.4k Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования.

Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Содержание Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка.

Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире.

Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет. Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе.

Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления. Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей Возрастная категория Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка Первая младшая группа (1,5–3 года)

  1. формирование навыка предметной деятельности;
  2. развитие мелкой моторики и координации движений;
  3. развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
  4. развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  5. Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;

Вторая младшая группа (3–4 года)

  1. развитие внимания и памяти;
  2. формирование речевых навыков.
  3. обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  4. совершенствование навыка предметной деятельности;
  5. Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;

Средняя группа (4–5 лет)

  1. развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  2. Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  3. формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  4. обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  5. развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  6. развитие долгосрочной памяти;

Старшая группа (5–6 лет)

  1. развитие логического типа мышления;
  2. обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  3. Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  4. формирование навыка коллективной деятельности.
  5. обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  6. развитие речевых способностей;

Подготовительная к школе группа (6–7 лет)

  1. включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  2. Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  3. совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).
  4. совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  5. развитие аналитического и логического типов мышления;

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  1. развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  2. воспитание усидчивости и аккуратности;
  3. развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.
  4. создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  5. Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — .

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы.

Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория.

Оформить зону экспериментирования можно в креативном формате: «Капсула будущего», «Экспериментариум профессора Чудакова», «Школа фиксиков». Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

  • Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  • Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  • Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы) Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения.

Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

  1. предметы мебели, их количество;
  2. название уголка;
  3. материалы, инструменты, приборы, их количество;
  4. дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
  5. номер группы/название, возрастная категория детей;
  6. цели и задачи функционирования уголка;
  7. картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Название уголка должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами.

Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия уголка. Когда зона оборудовано и оснащено место будущего экспериментирования, воспитатель задаёт вопрос: «Как же назвать наш уголок?» Для стимулирования фантазии можно предложить выбрать понравившееся из предложенных вариантов и дополнить на свой вкус. Или дать задание придумать название в соответствии со стилем оформления лаборатории.

  • Варианты названий с использованием персонажей: «Уголок Почемучки», «Лаборатория фиксиков», «Научный центр Астерикса», «В гостях у дядюшки Филина», «Клуб знайки», «Лаборатория Лунтика», «Уроки профессора Чудакова».Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории
  • Варианты классических названий: «Уголок экспериментирования», «Экспериментируем», «Наш исследовательский центр», «Опытная лаборатория», «Познавайка», «Любознайка», «Мы исследователи», «Познаём мир», «Хочу всё знать!».Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад
  • Варианты креативных названий: «Экспериментариум», «Лаборатория будущего», «Тайны планеты Земля», «Экспериментам — быть!», «Неизведанное рядом!», «Волшебство — это опыты», «Центр практической магии», «Школа учёных», «К экспериментированию готов!».Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания Иллюстрированные плакаты привлекают детей В стихотворной форме правила можно заучить вместе с воспитанниками Второй важный компонент оформления опытной лаборатории — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов.

Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»). На видном месте уголка размещается схема символьных обозначений действий в лаборатории Можно разместить подсказку, какими способами можно проводить исследования в уголке К тематической неделе экспериментирования в уголке размещаются алгоритмы соответствующих опытов На стенде размещаются темы опытов и алгоритм проведения в картинках Привлекателен воспитанникам уголок, в оформлении которого присутствует «детская рука»: рисунки и поделки по темам познавательно-исследовательской деятельности, созданные совместно с педагогом или родителями стенгазеты.

Сделать уголок ярким помогают картинки-рисунки В стенгазете содержатся познавательные материалы, рисунки и фотографии воспитанников В стенгазете описывается опыт исследовательской деятельности дошкольников Материалы стенгазеты мотивируют воспитанников к дальнейшим экспериментам Дошкольникам нравится, когда у уголка есть «хозяин» — известный персонаж или придуманный герой. Из примеров для экспериментальной лаборатории: Почемучки, Знайка и Незнайка, фиксики и профессор Чудаков, сова и кот учёный, просто маленькие исследователи и взрослые исследователи.

Хозяин уголка обозначается игрушкой или изображением на плакате. От его лица создаются проблемные ситуации в начале занятия, задаются вопросы. Он же помогает детям в экспериментировании: подготавливает нужные материалы к занятию, оставляет подсказки, присылает описания интересных опытов.

Хозяин уголка — сверстница воспитанников (самодельная кукла в полный рост), которая вместе с ними учится экспериментировать Хозяйка уголка всегда рада маленьким исследователям, у неё в запасе много идей для экспериментов Игрушка-хозяин встречает детей с подготовленными материалами для проведения опытов Весёлые хозяева уголка знают много игр-экспериментов и хотят научить им ребят Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Первая младшая (1,5–3 года)

  1. игрушки для практического исследования: тряпичные куклы с различными наполнителями, книжки-шуршалки, бизи-борды (безопасные доски с кнопками, окошками, замочками);
  2. Альбомы с тематическими картинками («Что мы знаем о зиме», «В песочнице», «Как горох выращивают»);
  3. наборы резиновых и пластмассовых игрушек для экспериментирования.
  1. неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски.
  2. Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки;
  1. Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето;
  2. пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками. Вторая младшая (3–4 года)

  1. расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»);
  2. Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона);
  3. наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром.

Расширенная база природного и бросового материала:

  1. медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.
  2. добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки;
  3. из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло;

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы.

Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами). Средняя (4–5 лет)

  1. дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».
  2. Расширенная подборка познавательных книг и альбомов;
  3. Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»;

К природным материалам добавляются:

  1. новые мед.

    материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки.

  2. новые вещества: пищевые красители, сода, мука;
  3. камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;
  1. пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.
  2. Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты;

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки. Старшая (5–6 лет)

  1. альбомы с алгоритмами выполнения опытов;
  2. новый наглядные материалы: таблицы, макеты;
  3. Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы;
  4. дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке».
  1. технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки;
  2. новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка.
  3. Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка;
  4. новые вещества: крахмал, уксус;
  1. Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки;
  2. новая посуда: мерные стаканчики, колбы.

Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Подготовительная (6–7 лет)

  1. новый наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы);
  2. настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов».
  3. Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии;

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. Новый прибор: телескоп. Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

  • Рабочая зона: демонстрационный стол, парты и стулья для проведения опытов.Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста
  • Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: столик, полка.Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей
  • Проекторное оборудование: полотно/доска и проектор для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций.Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников
  • Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Уголок оборудован стеллажом для материалов и инструментов, рабочей зоной, центром воды и песка В уголке оборудована зона практических исследований, стеллаж, имеется проекторное полотно В уголке есть место для демонстрации макетов, стенд с кармашками для бланков и информационных материалов Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников.

Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления. Работа начинается со знакомства воспитанников с целью создания уголка: «Здесь мы будем изучать предметы».

Воспитатель озвучивает правила поведения в зоне исследований: «Если взял, не забудь вернуть на место», «Используй по назначению» и т.

д. Дошкольникам младшего возраста позволяется самостоятельно изучать тематические альбомы и безопасные объекты (игрушки), которые находят в доступности. С веществами и природными материалами дети 1,5–4 лет экспериментируют совместно с воспитателем. Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

  1. моделирование. Воспитатель предлагает детям изучить какое-либо природное явление в уголке экспериментирования (водопад, снежный буран, вихрь, образование морской пены, камнепад и т. д.). Предварительно дети рассматривают наглядный материал: картинки/фотографии явления. Практическое задание заключается в имитации условий возникновения названного явления. Например, для моделирования бурунов (волн с пенистым гребнем) дети выполняют инструкции воспитателя: в контейнер наливают воду, добавляют немного жидкого мыла, аккуратно размешивают. Каждый воспитанник берёт пластиковую трубочку, опускает в воду и делает сильный выдох. Дети наблюдают, как поверхность воды приподнимается и возникает пенный гребень. Моделирование доступно самым маленьким исследователям, они могут сымитировать листопад (подбрасывая кусочки бумаги), весеннюю капель (набрав в сито снег и наблюдая его таяние) и т. д.Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены
  2. игры-эксперименты. В первой и второй младших группах воспитатель организует занятия игровой направленности. Дети формируют первоначальные представления о свойствах воды, снега и льда, воздуха песка, играя: лепят пирожки из песка для кукол, замораживают воду в формочках, запускают в воду деревянные, пластиковые и резиновые игрушки, выдувают мыльные пузыри. В конце подобных занятий детям задаются вопросы: «Понравилась вам игра?», «Что нового мы узнали сегодня?», «Будем изучать другие предметы в уголке тётушки Совы?» Таким образом, акцентируется внимание на положительные эмоции от получения знаний.Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия
  3. Опыты. Чтобы детям было интересно достичь результата практического исследования, рекомендуется привнесение игрового элемента в занятие или проблемной ситуации. «Ребята, нам надо украсить ёлку во дворе! Попробуем сделать ледяные игрушки?», «Незнайка промок под дождём, покажем ему, как высушить одежду?», «Дети, к нам в группу пришла посылка с новым инструментом! Познакомимся?» План опытной деятельности младших и средних дошкольников проговаривается педагогом. Воспитатель показывает каждый пункт действий и следит за выполнением детьми. Дети старшей и подготовительной групп тренируются в самостоятельном построении структуры опыта, воспитатель помогает наводящими вопросами. За экспериментированием обязателен контроль педагогом.Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований.

Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента. Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат Досуговая деятельность в рамках работы уголка экспериментирования может быть проведена в форме развлекательного занятия вместе с родителями.

Во время досуга «Вторая жизнь старых вещей» детям и родителям предлагается поэкспериментировать с тканью и изготовить поделку: сделать развивающую игрушку (куколку со структурным наполнителем: песком, косточками, крупой) или разрисовать платок узорами. Может быть организован познавательно-развлекательный вечер «Практическая магия»: воспитатель в костюме Профессора демонстрирует детям зрелищные опыты (изменение цвета воды, образование лавы, безопасный фейерверк и др.) и объясняет, что лежит в основе превращения/изменения объектов.

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования.

Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности.

Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

  1. Автор:

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории.

Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

  • 5
  • 4
  • 2
  • 1
  • 3

(75 голосов, среднее: 4.5 из 5) Поделитесь с друзьями! 21.06.2019 13.03.2018 01.03.2018 26.02.2018 22.02.2018 22.02.2018

Паспорт уголка экспериментирования в старшей группе

Ирина Ковалёва Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 Красногвардейского района Санкт Петербурга П А С П О Р Т уголка экспериментирования старшей группы «Дельфинчики» «Хочу всё знать!» 2020 год.

Цель: создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. Задачи: Образовательные: • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.); • обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.

Развивающие: • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; •развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей; • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Воспитательные: • поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.

• создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде. Оснащение уголка. Предметы мебели: стеллаж (1 шт., стол для воды и песка (1 шт.) Дидактический компонент Материалы Инструменты и емкости Приборы Плакаты: «Живая и неживая природа», «Круговорот воды в природе».

Познавательная лит-ра: А И. Шапиро «Секреты знакомых предметов» («Яйцо», «Колесо», «Бумага», «Гвоздик», «Свеча», «Лужа», «Пузырек воздуха», «Спички», «Кубики»); Методическая литература: -Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

; —И. Э. Куликовская, Н. Н. Совир «Детское экспериментирование»; -Г.

П. Тугушева,

«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

; -Г.

Б. Горбашева «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Атласы: И. К. Жданова «Мир и человек» (географический атлас); «Чудеса природы»; «Чудеса познавания»; Н.

В. Нищева «Раз планета, два планета». Энциклопедии: «365 научных экспериментов» Картотека экспериментов с воздухом, водой, песком.

Алгоритмы: «План исследования предмета», «Наши помощники при проведении опытов», «Правила поведения в уголке экспериментирования».

Е. Е. Салмина

«Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности»

(на каждого ребенка» Дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Как растет живое», «Одиноковое-разное», «Воздух, земля, вода», «Почемучка». Природный и бросовый материалы: шишки, палочки, жёлуди, крышечки, колпачки; ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки; камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги; образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка.

Неструктурированные вещества: песок, сахар, соль, краски, глина и кинетический песок, мыло, сода, мука; крахмал, крупы (рис, горох, греча, манка, перловка) Медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика, ватные диски; марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки, шприцы без игл, спринцовки, зелёнка. Технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки; Совки, грабельки, пластиковые трубочки, ложки, сачки, решето; Пластмассовые стаканчики и миски, формы для льда. воронки для фильтрования, пинцеты; мерные ложки, отвёртки; Мерные стаканчики, лейки.

Вертушки для игр с ветром, лупы, безопасные зеркальца для игр с солнечными зайчиками.

Игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль. Магниты разных размеров, линейки. Песочные и водные часы, микроскоп.

УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовительная группа консультация (подготовительная группа) по теме

Слайд 1УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовительная группа Воспитатель:Терёшкина Татьяна Вячеславовна ГБОУ СОШ № 1056 корпус 2 дошкольное отделение г.МоскваСлайд 2задачи уголка экспериментирования развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предметСлайд 3Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположенияСлайд 4В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции.

Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.

п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, «бросового») 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)Слайд 5Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующийСлайд 6Дидактический компонент Познавательные книги атласы Тематические альбомы Серии картин с изображением природных сообществ Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытовСлайд 7Алгоритмы выполнения опытовСлайд 8Схема выполнения опытовСлайд 9правила поведения в уголке экспериментированияСлайд 10правила поведения в уголке экспериментированияСлайд 11Компонент оборудования приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла весы, безмен Песочные, механические часы, компас, магниты; портновский метр, линейки, треугольник т.д.Слайд 12Компонент стимулирующий — разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; Сита, воронки разного размера и материала; — природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; — утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; — технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др .; — разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; — красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски ); — медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.; — прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.Слайд 13В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть — книги познавательного характера для среднего возраста; — тематические альбомы; — коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки :» (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы» — Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.) — Песок, глина; — набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; — материалы для игр с мыльной пеной, — красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+