Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - При проведении централизованных закупок контракты подписываются

При проведении централизованных закупок контракты подписываются

При проведении централизованных закупок контракты подписываются

Что собой представляют централизованные и децентрализованные закупки по нормам 44-ФЗ?


Одним из базовых принципов проведения государственных и муниципальных закупок выступает экономия бюджетных средств. Она может достигаться не только через проведение конкурентных торгов, но и через проведение закупок по 44-ФЗ в централизованной форме. Законодательство о контрактной системе предполагает две крупные формы закупок: централизованные и децентрализованные. Стандартной и наиболее распространенной формой закупок по 44-ФЗ выступает децентрализованная.

Централизованные закупки – это способ проведения торгов, который предполагает определение подрядчика не непосредственно заказчиком, а специализированной компанией, которой передается ряд полномочий от или . Централизованные закупки применяются, когда для определенной группы заказчиков (включая органы государственной власти, муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения) необходимо закупать однотипные товары, услуги и работы. Порядок проведения регламентируется ст.

26 44-ФЗ. Для того чтобы проводить торги в данной форме, необходимо создать государственный или муниципальный орган, который возьмет на себя полномочия по определению поставщика для группы заказчиков. Имущество заказчиков, которые предполагают закупать товары и услуги в централизованной форме по 44-ФЗ, должно располагаться на одном уровне российских субъектов: федеральном, региональном или муниципальном.

Полномочия заказчика в части определения поставщика могут быть делегированы в разных объемах. Согласно ч. 1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган может стать ответственным за выбор подрядчика по госзаказу, определение контракта, начальной . Тогда как подписание госконтракта останется за заказчиками. По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены.
По ч. 2, 3 ст. 26 44-ФЗ полномочия специализированных органов могут быть расширены. Кроме действий по отбору контрагента, уполномоченным органом могут реализовываться: закупки, выбор подрядчика, заключение с ним контракта и его исполнение.

При формировании тендерной комиссии и проведении закупочных мероприятий допускается участие представителей заказчиков.

Таким образом, централизация по 44-ФЗ может быть представлена в базовой и расширенной форме. Регламент проведения централизованных закупок прописывается в соглашении о проведении таких закупок на уровне региона или муниципалитета. Например, в Воронежской области закупки проводятся через

«Агентство государственных закупок Воронежской области»

.

Они осуществляются по следующему алгоритму:

  • В течение 1 рабочего дня агентством готовится проект документации о проведении и направляется на процедуру согласования и подтверждения заказчиком.
  • Размещается документация в и на (если закупка в электронной форме). Агентство имеет доступ к ЕИС и может беспрепятственно размещать там все предусмотренные законом сведения.
  • После этого у заказчиков есть два варианта действий: принять рекомендации и внести правки либо продолжить закупочную процедуру в первоначальном формате.
  • Взаимодействие специализированной организации и заказчиков осуществляется при рассмотрении поступивших от участников заявок специальной комиссией.
  • Агентство должно проанализировать поданные заявки на предмет их соответствия планам закупок, проверить документацию на комплектность, наличие в документах нужных сведений и соответствие требованиям НПА и Положению о закупке.
  • При необходимости внесения корректировок сроки подготовки закупочной документации увеличатся на 2 рабочих дня.
  • Данная заявка передается за 10 дней до размещения о закупке в агентство. Она должна включать в свой состав техническое задание, форму обоснования НМЦК, проект договора и типовую форму проведения тендера.
  • Участники закупки могут подавать в агентство запросы на закупочной документации, а оно, в свою очередь, передает их заказчику в течение рабочего дня после получения.
  • Заказчик, который хотел бы принять участие в совместных торгах, должен сформировать заявку.
  • При отсутствии у заказчика замечаний направляется информация о кандидатурах для включения в комиссию по закупкам.
  • При нахождении агентством замечаний в поданных заявках оно либо возвращает заявку, либо направляет рекомендации по их устранению.

Далее процедура проводится в стандартном порядке: вначале публикуется протокол рассмотрения заявок, а затем – , в котором указывается победитель. Они публикуются в ЕИС и на ЭТП.

В установленные сроки с победителем закупки подписывается госконтракт.

Законодательство о госзакупках не заостряет внимания на то, как должны проверяться заказчики при централизации. Но в п. 5 ст. 38 44-ФЗ сказано, что управляющие несут ответственность только в рамках возложенных на них полномочий, если те не были переданы центру.

Это значит, что на заказчика не возлагается ответственность за действия, которые были предприняты центром. Проведение тендера в централизованной форме имеет свои преимущества и недостатки. В числе достоинств можно выделить следующие:

  • Контрактный управляющий выступает квалифицированным специалистом, который может провести тендер без нарушений закона со стороны организатора и при этом получить максимальную выгоду.
  • При приобретении более крупных объемов товара в централизованном формате поставщики могут «сдать» более выгодные предложения по цене, что позволит дополнительно сэкономить .
  • Данный вид закупок упрощает для заказчика процесс определения поставщика из-за передачи части нагрузки на уполномоченную инстанцию.

Но есть и отрицательные аспекты централизации закупок:

  • При приобретении товаров, работ и услуг при централизации могут возрасти исполнения по контракту, так как закупаемые партии будут больше, чем при обычном тендере.

    Несмотря на экономию бюджетных денег, данный нюанс может вызывать определенные неудобства для заказчиков.

  • Не все потенциальные поставщики могут взяться за , из-за чего уменьшается конкуренция, так как небольшие поставщики не могут обеспечить объемы поставок.

Для начала работы специализированной закупочной инстанции, которая будет ответственна за централизацию, необходимо подписать соответствующее соглашение на уровне региона или муниципалитета. Именно в этом документе будет определена модель работы уполномоченной инстанции и взаимодействия ее с заказчиками, а также спектр передаваемых полномочий.

В соглашении указываются также обязанности, которые будет выполнять центр. В документе должны присутствовать следующие аспекты:

  • Кто и как выбирает поставщиков товаров и услуг. Например, в Калининградской области заказчики вправе выбрать исполнителей самостоятельно при закупках на сумму до 500 тыс. р.
  • Отрасли, в который закупки проводятся централизованно. Например, лекарства закупаются в РФ через Минздрав на основании поступившей сводной заявки-потребности (согласно Приказу №357 от 1996 года). Также через центр покупают и отечественное ПО по Постановлению Правительства №658 от 2018 года. Контролирует такие закупки Минкомсвязи, а контролирует казначейство.
  • Кто формирует . Уполномоченная инстанция может задействовать в них представителей заказчика либо не делать этого.
  • В интересах каких заказчиков будет работать центр. Например, в Саратове действия центра распространяются практически на всех заказчиков по 44-ФЗ: региональные органы власти, бюджетные и казенные учреждения. А в других регионах полномочия центра распространяются на ограниченный круг заказчиков.

Госзакупки в РФ в основном построены на децентрализованной модели.

Она предполагает, что заказчики играют активную роль при проведении закупочной процедуры и сами отвечают за ее реализацию от начала до конца.

Заказчики при такой модели контролируют соответствие результатов закупочной деятельности поставленным целям. При децентрализованной схеме каждое ведомство проводит закупки для удовлетворения своих потребностей самостоятельно без привлечения посредников. Для решения указанных задач заказчик формирует закупочную комиссию или назначает конкурсного управляющего.

Для решения указанных задач заказчик формирует закупочную комиссию или назначает конкурсного управляющего. Децентрализованная форма закупки обладает своими преимуществами и недостатками. В числе ее достоинств можно выделить:

  • Более оперативное удовлетворение потребностей в товарах, работах и услугах. Закупки осуществляются по мере необходимости в те сроки, которые определяются самостоятельно заказчиками. Ему не нужно подстраиваться под режим закупок, который был установлен центром.
  • Позволяет вовлечь в систему государственного заказа представителей , повысить занятость населения и увеличить собираемость налогов.
  • Более высокая гибкость в корректировках закупочной практики при изменениях законодательства, объема и условий финансирования и пр.

Но есть у закупок в децентрализованном формате и свои недостатки.

Так, в участии в таких закупках поставщики обычно менее заинтересованы, так как затраты поставщика на подготовку закупочной документации и участие в торгах могут быть практически равными потенциальной прибыли от поставки.

Каждому заказчику приходится формировать комиссию по осуществлению закупок. В нее должно войти не менее 5 человек независимо от среднесписочной численности или необходимо отвлечь сотрудников от основной деятельности. Также подобная система закупок требует дополнительных финансовых вложений или затрат на оплату труда, увеличение штата заказчика, повышение квалификации специалистов, которые задействованы в закупках.

На практике проведение закупок в централизованном и децентрализованном формате нередко сочетается. В частности, сложные закупки в виде конкурса и аукциона проводятся централизованно, а простые закупки в виде и или закупок у единственного поставщика проводятся по упрощенной схеме — децентрализованно.

В частности, сложные закупки в виде конкурса и аукциона проводятся централизованно, а простые закупки в виде и или закупок у единственного поставщика проводятся по упрощенной схеме — децентрализованно. Например, в Архангельской, Владимирской, Костромской, Калининградской областях именно по указанной смешанной схеме закупаются товары, работы и услуги для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Иногда в качестве критерия выбора способа закупки используют цену контракта.

Например, в Санкт-Петербурге, если цена контракта превышает 50 млн р., то заказчик перенаправляет ее в центр, а если менее – проводит самостоятельно. Таким образом, закупки для государственных и муниципальных заказчиков могут проводиться по централизованной и децентрализованной модели.

Каждая из них наделена своими преимуществами и недостатками. Большая часть закупок по 44-ФЗ сегодня проводится в децентрализованном формате.

Спектр передаваемых полномочий в централизованное учреждение от заказчика определяется с учетом положений ст.

26-ФЗ. Регламент взаимодействия между центром и конкретными заказчиками определяется соглашением, которое подписано региональными властями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии .
Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Централизованная закупка товаров для подведомственных учреждений

Важное 01 декабря 2016 г.

13:02 Автор: Т. Сильвестрова Журнал «» № 11/2016 Автором рассмотрены особенности исполнения контракта по централизованной закупке товаров для подведомственных учреждений и отражение данной операции в учете. Учреждения, подведомственные силовым министерствам и ведомствам, нередко получают объекты нефинансовых активов и периодические издания в рамках централизованного снабжения.

Учреждения, подведомственные силовым министерствам и ведомствам, нередко получают объекты нефинансовых активов и периодические издания в рамках централизованного снабжения. Централизованные поставки проводятся на основании контракта, заключенного органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя.

В статье рассмотрим особенности исполнения такого контракта и отражение на счетах бюджетного учета движения объектов, поставляемых в рамках централизованных закупок. Главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета при закупках товаров, работ, услуг руководствуются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе).

Данный закон содержит статью (26), регулирующую порядок проведения централизованных закупок. Из положений ст. 26 Закона о контрактной системе следует, что в целях централизации закупок в соответствии с законодательством РФ:

  1. может быть создано несколько государственных органов, казенных учреждений;
  2. может быть создан государственный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков;
  3. полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков могут быть возложены на государственный орган, казенное учреждение или несколько государственных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов и учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Обратите внимание Не допускается возлагать на названные органы и учреждения полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению его начальной (максимальной) цены, и подписанию контракта.

Контракты, заключаемые с выбранными по итогам централизованных закупок поставщиками и подрядчиками, подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В случае если главный распорядитель бюджетных средств организует закупку товаров, работ, услуг для своих подведомственных учреждений, она проводится не в рамках положений ст. 26 Закона о контрактной системе, а в общем порядке, установленном данным законом. Контрактом, заключаемым по итогам определения конкурентными способами поставщика, может быть предусмотрена:

  1. поставка предмета контракта (нефинансовых активов, периодических изданий) по адресам, указанным в контракте (адресам подведомственных заказчику учреждений).
  2. поставка объектов нефинансовых активов на склад заказчика (позднее заказчик самостоятельно осуществляет доставку приобретенных объектов своим подведомственным учреждениям);

В соответствии с п.

155, 158 Инструкции № 162н, Приказом № 52н документальное оформление движения объектов нефинансовых активов, периодических изданий в рамках централизованной закупки схематично можно изобразить так. Поставщик по контракту осуществляет поставку на склад заказчика, который в дальнейшем доставляет материальные ценности своим подведомственным учреждениям Поставщик по контракту производит поставку материальных ценностей, периодических изданий учреждениям, подведомственным заказчику Главный распорядитель (учреждение-грузоотправитель) формирует извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах, которые отправляет подведомственному учреждению (учреждению-грузополучателю).

Помимо извещений (ф. 0504805), учреждение-грузоотправитель направляет учреждению-грузополучателю первичные учетные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), накладную на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф.

0504205) и др.). Принятие к учету поступивших объектов производится на основании извещения (ф. 0504805) и первичных учетных документов, подтверждающих передачу таких объектов (акта, накладной) Учреждению-грузополучателю поступают от поставщика материальные ценности вместе с документами, подтверждающими их поставку (счетом-фактурой, товарной накладной № ТОРГ-12 и другими первичными документами).

К бюджетному учету материальные ценности, полученные в рамках централизованных закупок, принимаются на основании первичных учетных документов, представленных поставщиком, и извещения (ф. 0504805). До поступления от учреждения-заказчика оформленного надлежащим образом извещения (ф. 0504805) учет полученных материальных ценностей на основании первичных документов, представленных поставщиком, ведется на забалансовом счете 22 (даже если извещение по правилам, установленным учетной политикой учреждения, составляется учреждением-грузополучателем и отправляется для оформления учреждению-грузоотправителю) Учреждение-грузополучатель при получении извещения (ф.

0504805) от учреждения-грузоотправителя заполняет его в своей части и направляет в подтверждение сформированных взаимосвязанных показателей один экземпляр извещения (ф. 0504805) учреждению-грузоотправителю Главный распорядитель (учреждение-заказчик) в зависимости от положений, установленных учетной политикой, составляет (заполняет) извещение (ф. 0504805) и отправляет учреждению-грузополучателю: – один экземпляр извещения (если извещение было составлено учреждением-грузополучателем и направлено для дальнейшего оформления учреждению-заказчику); – два экземпляра извещения (если извещения составлялись учреждением-заказчиком) Здесь же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в соответствии с нормами п.

154 Инструкции № 162н первичные учетные документы, направленные главным распорядителем бюджетных средств (акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) и др.) и подтверждающие отправку материальных ценностей учреждению-грузополучателю, помимо обязательных реквизитов, поименованных в ст.

9 Закона о бухгалтерском учете, п.

7 Инструкции № 157н, должны содержать: а) полное наименование государственного (муниципального) заказчика; б) наименование учреждения (учреждений), в отношении которых осуществляется централизованное снабжение; в) реквизиты государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение; г) код классификации расходов соответствующего бюджета, по которому принимаются и (или) исполняются согласно государственному (муниципальному) контракту на централизованное снабжение бюджетные обязательства; д) иные реквизиты, предусмотренные учреждением-заказчиком в рамках учетной политики. Правила отражения на счетах бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений установлены в п. 153 – 161 Инструкции № 162н. В зависимости от условий поставки материальных ценностей по централизованному снабжению таких операций имеет свои особенности.

Рассмотрим их ниже. Получателем материальных ценностей по условиям контракта является главный распорядитель бюджетных средств (заказчик). В этом случае необходимо сделать следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит В учете главного распорядителя бюджетных средств Перечислен аванс поставщику по условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение 1 206 00 000 (1 206 31 560 1 206 32 560 1 206 34 560) 1 304 05 000 (1 304 05 310 1 304 05 320 1 304 05 340) Отражены вложения в материальные ценности, приобретенные для передачи подведомственным учреждениям 1 106 00 000 (1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340) 1 302 00 000 (1 302 31 730 1 302 32 730 1 302 34 730) Переданы материальные ценности, приобретенные в рамках централизованного снабжения, учреждению-грузополучателю 1 304 04 000 (1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340) 1 106 00 000 (1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340) Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс 1 302 00 000 (1 302 31 830 1 302 32 830 1 302 34 830) 1 206 00 000 (1 206 31 660 1 206 32 660 1 206 34 660) Произведен окончательный расчет с поставщиком материальных ценностей 1 302 00 000 (1 302 31 830 1 302 32 830 1 302 34 830) 1 304 05 000 (1 304 05 310 1 304 05 320 1 304 05 340) В учете учреждения-грузополучателя Приняты к учету капитальные вложения, произведенные учреждением-грузоотправителем, на основании извещения (ф. 0504805) и первичных учетных документов, представленных учреждением-грузоотправителем 1 106 00 000 (1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340)* 1 304 04 000 (1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340) Приняты к учету объекты, полученные в рамках централизованного снабжения 1 101 00 000 1 106 00 000 (1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340) * Если учреждение-грузополучатель не несет дополнительных расходов при поставке, установке и введению в эксплуатацию объектов нефинансовых активов в рамках централизованного снабжения, то принятие таких объектов к бухгалтерскому учету может быть отражено без применения счета 1 106 00 000.

Операция в этом случае будет отражена по дебету счета 1 101 00 000 в корреспонденции со счетом 1 304 04 000. Получателем материальных ценностей по условиям контракта является учреждение, подведомственное главному распорядителю бюджетных средств (заказчику). В этом случае необходимо сделать следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит В учете главного распорядителя бюджетных средств Перечислен аванс поставщику по условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение 1 206 00 000 (1 206 31 560 1 206 32 560 1 206 34 560) 1 304 05 000 (1 304 05 310 1 304 05 320 1 304 05 340) Исполнены поставщиком обязанности по контракту в рамках централизованного снабжения в адрес учреждений-грузополучателей, подведомственных учреждению-заказчику: – при поступлении от учреждений-грузополучателей оформленных надлежащим образом извещений (ф.

0504805) и документов поставщика, подтверждающих отгрузку 1 304 04 000 (1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340) 1 302 00 000 (1 302 31 730 1 302 32 730 1 302 34 730) – при отсутствии извещения (ф.

0504805), но при наличии документов поставщика, подтверждающих отгрузку материальных ценностей 1 304 04 000 (1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340) 05* 1 302 00 000 (1 302 31 730 1 302 32 730 1 302 34 730) Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс 1 302 00 000 (1 302 31 830 1 302 32 830 1 302 34 830) 1 206 00 000 (1 206 31 660 1 206 32 660 1 206 34 660) Произведен окончательный расчет с поставщиком материальных ценностей 1 302 00 000 (1 302 31 830 1 302 32 830 1 302 34 830) 1 304 05 000 (1 304 05 310 1 304 05 320 1 304 05 340) В учете учреждения-грузополучателя Приняты к учету капитальные вложения, произведенные учреждением-грузоотправителем, на основании извещения (ф. 0504805) и первичных учетных документов, представленных учреждением-грузоотправителем 1 106 00 000 (1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340)** 1 304 04 000 (1 304 04 310 1 304 04 320 1 304 04 340) Приняты к учету объекты, полученные в рамках централизованного снабжения 1 101 00 000 1 106 00 000 (1 106 31 310 1 106 32 320 1 106 34 340) * При получении извещения (ф. 0504805) от учреждения-грузополучателя принятые на забалансовый учет материальные ценности, отгруженные поставщиком, списываются с забалансового учета (делается запись по кредиту забалансового счета ).

** Если учреждение-грузополучатель не несет дополнительных расходов при поставке, установке и введению в эксплуатацию объектов нефинансовых активов в рамках централизованного снабжения, то принятие таких объектов к бухгалтерскому учету может быть отражено без применения счета 1 106 00 000. Операция в этом случае будет отражена по дебету счета 1 101 00 000 в корреспонденции со счетом 1 304 04 000. Следует отметить, что чаще всего поставка материальных ценностей в рамках централизованного снабжения производится поставщиком сразу учреждениям-грузополучателям, минуя склад учреждения-заказчика.

То есть на практике обычно применяется второй из рассмотренных вариантов. Предлагаем проанализировать его на примере. Пример Главный распорядитель бюджетных средств заключил контракт на поставку оборудования подведомственным учреждениям на сумму 1 000 000 руб.

Стоимость единицы оборудования – 100 000 руб. Учреждение-заказчик приобрело 10 единиц оборудования.

По условиям контракта по каждому указанному в контракте адресу поставщик должен поставить две единицы оборудования.

Согласно представленным поставщиком отгрузочным документам оборудование было поставлено в учреждение «А» и учреждение «Б».

По правилам, установленным главным распорядителем бюджетных средств, извещение (ф. 0504805) составляет учреждение-грузополучатель и направляет для подписания заказчику, который после подписания извещения возвращает подписанный экземпляр учреждению-грузополучателю.

От учреждения «А» поступило извещение (ф. 0504805), подтверждающее поставку оборудования (в двух экземплярах); от учреждения «Б» извещение (ф. 0504805) не поступало. Учреждение-заказчик уплатило аванс в размере 30% от стоимости контракта (300 000 руб.).

Контрактом предусмотрено, что дальнейшее погашение обязательств учреждения-заказчика перед поставщиком производится по мере отгрузки оборудования учреждениям-грузополучателям. Поскольку четыре единицы оборудования были отгружены учреждениям-грузополучателям (на сумму 400 000 руб.), учреждение-заказчик перечислило поставщику 100 000 руб. (400 000 — 300 000). На счетах бухгалтерского учета операции, описанные в примере, отражены так: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете главного распорядителя бюджетных средств Перечислен аванс поставщику по условиям государственного (муниципального) контракта на централизованное снабжение 1 206 31 000 1 304 05 310 300 000 Исполнены поставщиком обязанности по контракту в рамках централизованного снабжения: – по учреждению «А» 1 304 04 310 1 302 31 730 200 000 – по учреждению «Б» 1 304 04 310 05 1 302 31 730 200 000 Зачтен ранее перечисленный поставщику аванс 1 302 31 830 1 206 31 660 300 000 Погашены обязательства перед поставщиком за поставку оборудования в учреждения «А» и « Б» 1 302 31 830 1 304 05 310 100 000 В учете учреждения-грузополучателя Получено в рамках централизованного снабжения оборудование 22 200 000 Приняты к учету объекты, полученные в рамках централизованного снабжения (при поступлении надлежащим образом оформленного извещения (ф. 0504805) и документов поставщика, подтверждающих отгрузку) 22 200 000 1 101 34 310 1 304 04 310 200 000 * * * В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы. 1. Закупка материальных ценностей главным распорядителем бюджетных средств для своих подведомственных учреждений производится в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

2. Контрактом, заключаемым по итогам определения конкурентными способами поставщика, может быть предусмотрена:

  1. поставка нефинансовых активов, периодических изданий по адресам, указанным в контракте (адресам подведомственных заказчику учреждений). Чаще всего применяется этот вариант движения материальных ценностей от исполнителя контракта к получателям.
  2. поставка объектов нефинансовых активов на склад заказчику (позднее заказчик самостоятельно осуществляет доставку приобретенных объектов своим подведомственным учреждениям);

3. Поступление материальных ценностей учреждению-получателю оформляется извещением (ф.

0504850) и первичными учетными документами, которые, помимо обязательных реквизитов, поименованных в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п.

7 Инструкции № 157н, должны содержать информацию, указанную в п. 154 Инструкции № 162н. 4. Правила отражения на счетах бюджетного учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений прописаны в п.

153 – 161 Инструкции № 162н. [1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. [2] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Как провести централизованные закупки: пошаговая инструкция

Автор: Наседкина Дарья 28 июля 2020 Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. В статье разберем это явление подробнее.

Такое понятие, как «централизация закупок в контрактной системе» описано в Смысл здесь сводится к тому, что приобретать продукцию для нужд нескольких госзаказчиков может один уполномоченный орган (центр). Делегировать часть закупочных обязанностей могут следующие категории покупателей:

  • Местные администрации.
  • Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).
  • Органы государственной власти и местного самоуправления.

Подобная система может преследовать две цели.

Во-первых, появляется возможность снизить цены на приобретаемые товары или услуги за счет большего объема.

Так, централизация муниципальных закупок позволяет выгодно приобрести сразу на все детские сады района.

Если бы каждый садик проводил такой тендер, цена за единицу продукции была бы выше. Во-вторых, данный подход более или менее разгружает заказчиков в части организации процедур.

Те же садики освобождаются от сложных административных процедур.

Кстати, часто именно по этой причине тендерами занимается один уполномоченный орган. Исходя из положений ФЗ-44, централизация условно может быть разделена на два вида: базовую (ч.

1 ст. 26) и расширенную (ч. 2-3 ст. 26). Первый вид подразумевает, что центр занимается административной работой с тендерами, а обязанности по их обоснованию, расчету НМЦК, формированию существенных условий контракта и его подписанию остаются у заказчика.

Пример таких отношений есть в Клинском МР Московской области (Постановление администрации № 2822 от 21.12.2015). Здесь в роли уполномоченного органа выступает МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), который согласовывает с покупателями планы и планы-графики, а также выбирает .

Также ЦПТ формирует и публикует в ЕИС извещения о процедурах, организует заседания комиссии, обеспечивает конфиденциальность заявок, а также . Вся остальная работа ложится на плечи заказчика: от составления закупочных планов и проведения торгов до исполнения контракта.

В данном случае при централизации контрактная служба заказчика работает во всю силу без особой разгрузки.

При этом дополнительно заказчику необходимо некоторые действия с уполномоченным органом. В качестве плюса здесь можно отметить обязанность центра консультировать покупателя при проведении торгов. Если такую помощь оказывают компетентные специалисты и в срок, то централизация действительно будет полезной для заказчика.

Однако обязанности могут быть распределены и по-другому (расширенный вариант). В этом случае центр может взять на себя практически весь процесс: от планирования до исполнения контракта, , обеспечения оплаты.

Сначала для централизации закупок в отношении уполномоченного органа принимают решение о создании или о наделении существующего соответствующими полномочиями. В этом же документе прописывают и ряд обязанностей, которые будет выполнять центр. Здесь стоит обратить внимание на следующие положения:

  • Кто и как выбирает поставщика. Например, в Калининградской области, где центр — это агентство по централизации закупок, заказчики сами могут выбрать исполнителей вне зависимости от типа процедуры, если НМЦК не превышает 500 000 руб.
  • В какой отрасли проводят централизованные тендеры. Приобретение осуществляется централизованно через на основании сводной заявки-потребности (). Через центр приобретают и отечественное (). Контрольный орган здесь — Минкомсвязи, а закупки осуществляет .
  • Как формируют закупочные комиссии. Уполномоченный орган может либо привлекать представителей заказчика в такие , либо не привлекать.
  • Для кого будет работать центр. Государственное агентство по централизации закупок Саратов окутало полностью и помогает проводить тендеры почти для всех заказчиков (областные исполнительные органы власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушва уполномоченный орган оказывает услуги только для 4 конкретных покупателей.

В законе № 44 не сказано о том, как осуществляются проверки при централизации закупок.

При этом отмечено, что несет ответственность в рамках полномочий, которые не были переданы в центр (ч.

5 ст. 38). Таким образом, проверки могут осуществляться здесь на общих основаниях, но с тем учетом, что у покупателя и уполномоченного органа разные обязанности, за которые и будет спрос.

Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2020 Подписаться

Практика осуществления централизованных закупок по 44-фз

  • Формирование плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, утверждение плана закупок, размещение в ЕИС плана закупок и внесенных в него изменений.
  • Формирование плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, утверждение плана-графика, размещение в ЕИС плана-графика и внесенных в него изменений.
  • Организация обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги в установленных случаях.
  • Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Обоснование закупок.
  • Описание объекта закупки.
  • Определение предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта.
  • Определение начальной (максимальной) цены контракта.
  • Определение размера обеспечения заявок и размера обеспечения исполнения контракта, принятие на свои счета денежных средств в качестве данного обеспечения.
  • Направление в уполномоченный орган ответов на запросы участников закупок.
  • Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений, разработанной уполномоченным органом.
  • Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений — за исключением определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися.
  • Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе размещение в ЕИС в установленных случаях расчета и обоснования цены контракта, извещения об осуществлении такой закупки, уведомление контрольного органа в сфере закупок о такой закупке или согласование с контрольным органом в сфере закупок такой закупки.
  • Подписание контракта.
  • Направление информации в Федеральное казначейство для включения сведений в реестр контрактов.
  • Исполнение контракта, привлечение экспертов, экспертных организаций в установленных случаях.
  • Формирование и размещение в ЕИС отчетов, предусмотренных в 44-ФЗ.
  • Осуществление иных полномочий заказчиков, предусмотренных в 44-ФЗ, за исключением полномочий, возложенных на уполномоченной орган.
  • Но не все эти действия заказчики осуществляют полностью самостоятельно.

    Как было указано выше, план закупок и план-график закупок подлежат согласованию с уполномоченным органом. Кроме того, на основании плана-графика закупок заказчики готовят и направляют в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки, решение об осуществлении закупки, представляют для согласования документацию о закупке, техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, проект контракта не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты размещения информации об осуществлении закупки в ЕИС.

    В случае получения от уполномоченного органа уведомления о необходимости устранения замечаний в представленных документах заказчики устраняют замечания, в случае необходимости вносят изменения в план закупок и в план-график закупок, и в течение 3 рабочих дней с момента получения уведомления повторно направляют в уполномоченный орган. В случае необходимости отмены закупки заказчики представляют в уполномоченный орган решение об отмене закупки не позднее 1 рабочего дня до планируемой даты отмены закупки.

    Заказчики представляют в уполномоченный орган информацию о поступлении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.

    Также в течение рабочего дня, следующего за днем получения запроса на разъяснение положений документации о закупке, представляют в уполномоченный орган соответствующее разъяснение для размещения уполномоченным органом в ЕИС. Наконец, не позднее дня, следующего за днем получения жалобы на положения документации о закупке, но не позднее дня, предшествующего дню рассмотрения данной жалобы, представляют в уполномоченный орган заверенные копии и оригиналы документов, необходимые для рассмотрения данной жалобы, а также подписанную работником контрактной службы (контрактным управляющим) позицию заказчика по жалобе.

    В общем, как мы видим в данном примере, благодаря наличию уполномоченного органа заказчик «разгружается» не так уж и сильно – забот у него хватает, да еще и имеется необходимость согласовывать с этим органом свои решения.

    Правда, дополнительно в обязанности уполномоченного органа входит оказание методической помощи заказчикам при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и закупке товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд, так что если эта помощь оказывается качественно и своевременно, то заказчик от такой конструкции может все равно оставаться в выигрыше.

    Но уполномоченный орган (учреждение) может наделяться как менее, так и более широким кругом полномочий, чем в вышерассмотренном случае.

    Например, в Козловском районе Чувашской республики полномочие по обеспечению хранения закупочных документов (в том числе аудиозаписей вскрытия конвертов) закреплено не за уполномоченным органом, а за заказчиками3.

    А в г. Новодвинске (Архангельская область) полномочие по приему и возврату денежных средств обеспечения заявок возложено не на заказчиков, а на уполномоченный орган (городская администрация в лице контрактной службы управления экономического развития и конкурентной политики)4.

    Также обратим внимание, что в примере Клинского района Московской области проведение запроса предложений «с нуля» — это единственный случай, когда заказчик осуществляет конкурентные закупочные процедуры без участия уполномоченного органа.

    Но вообще, решение вопроса о том, в каких случаях определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется уполномоченным органом (учреждением), а когда – самим заказчиком, может быть различным. Например, в г. Новодвинске уполномоченный орган занимается таким определением при применении всех конкурентных способов кроме запроса котировок (запрос котировок заказчики проводят самостоятельно), а в Калининградской области, где уполномоченным органом является областное конкурсное агентство (исполнительный орган государственной власти), государственные заказчики и государственные бюджетные учреждения вне зависимости от способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вправе самостоятельно осуществлять определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках товаров, работ, услуг на сумму НМЦК, не превышающую 500 тыс. руб.5. А вот в Волгоградской области централизовано только определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов в электронной форме с НМЦК до 250 тыс.

    рублей и запросов котировок6.

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о формировании уполномоченными органами (учреждениями) комиссий по осуществлению закупок.

    Здесь возможны два основных варианта – либо данный орган не привлекает представителей заказчика для участия в работе таких комиссий, либо привлекает. Например, в той же самой Калининградской области заказчик по требованию уполномоченного органа обязан направить лицо, обладающее специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, для включения в состав единой комиссии5. А в г. Твери состав комиссии формируется уполномоченным органом (управлением муниципального заказа городской администрации) на каждую закупку отдельно на основании предложений заказчиков о включении в состав комиссии своих представителей, при этом сведения о представителях, в том числе информацию о профессиональной подготовке или повышении квалификации в сфере закупок, а также информацию об обладании такими представителями специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, указываются заказчиком в заявке на проведение закупки или отдельно в письменном виде7.

    Выбор тех заказчиков, закупки которых осуществляются централизованно, тоже может быть различным.

    Например, в Саратовской области централизованные закупки проводятся Государственным агентством по централизации закупок для нужд всех областных исполнительных органов власти, а также всех областных казенных и бюджетных учреждений (за исключением представительства области при Правительстве РФ, управления делами областного правительства и подведомственных этому управлению учреждений)8. Но круг этих заказчиков может быть и очень небольшим. Например, в г. Кушва (Свердловская область) централизованные закупки осуществляются таким уполномоченным учреждением как муниципальное казенное учреждение «Комитет жилищно-коммунальной сферы» только для нужд 4 заказчиков: 1) городская дума; 2) городское управление муниципального контроля; 3) сама городская администрация (аппарат) и 4) городское финансовое управление9.

    В г. Твери централизованные закупки осуществляются уполномоченным органом только для нужд муниципальных органов и муниципальных казенных учреждений7. Решение о централизации закупок может приниматься и в рамках какой-то отдельной отрасли.

    Например, в Челябинской области областное казенное учреждение Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» наделено полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Челябинской области, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов и аукционов по заявкам таких учреждений с НМЦК в размере 500 тыс. руб. и более10. А в Республике Хакасия в сфере здравоохранения тоже имеет место централизация закупок, но касается она только закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для республиканских медицинских учреждений, работающих в системе ОМС11. Законодательство допускает реализацию так называемой «вертикальной» централизации, когда уполномоченный орган одного уровня власти осуществляет закупки для нужд заказчиков другого уровня власти12.

    В частности, здесь имеется в виду ситуация, когда уполномоченный орган муниципального района проводит определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для нужд, входящих в состав района поселений. Например, в Козловском районе Чувашской республике действует правило, согласно которому органы местного самоуправления городского и сельских поселений района на основе соглашения с районным уполномоченным органом вправе передать ему функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках осуществления закупок для муниципальных нужд3. В заключение, стоит упомянуть о том, что законодательством предусматривается вариант, при котором роль уполномоченного органа в осуществлении закупок может быть более широкой, чем реализация процедур по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).

    В частности, осуществление закупок для нужд органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, казенных учреждений моет возлагаться на уполномоченный государственный или муниципальный орган (уполномоченное казенное учреждение) в полном объеме, то есть включать в себя все этапы закупки: планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты13. Иными словами, уполномоченный орган выступает здесь в роли полноценного заказчика и стороной по контракту, а орган или казенное учреждение, для нужд которого проводится такая закупка, является просто неким «грузополучателем». Отметим, что данная норма не распространяется на нужды бюджетных учреждений – в отношении закупок для их нужд может централизованно проводиться только определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Автору статьи пока неизвестны реальные примеры реализации данной нормы, но это не исключает того, что на практике она все же где-то применяется.

    Также отметим, что с 01.01.2017 централизация закупок может распространяться и на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, в логике 44-ФЗ они приравниваются здесь к бюджетным учреждениям14.

    1 В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    . 2 Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области от 21.12.2015 № 2822

    «Об определении уполномоченного органа по осуществлению полномочий на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд заказчиков Клинского муниципального района»

    .

    3 Постановление администрации Козловского района Чувашской республики от 31.12.2013 № 799

    «О централизации закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Козловского района Чувашской Республики»

    . 4 Постановление Мэрии г. Новодвинска от 24.06.2014 № 534-па

    «Об утверждении Порядка взаимодействия администрации муниципального образования «Город Новодвинск»

    , муниципальных казенных и бюджетных учреждений при осуществлении администрацией муниципального образования «Город Новодвинск» полномочий уполномоченного органа при проведении централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

    5 Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1013

    «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области»

    . 6 Постановление Администрации Волгоградской обл.

    от 10.02.2015 № 71-п

    «Об отдельных мерах по централизации закупок товаров, работ, услуг в Волгоградской области»

    . 7 Постановление администрации города Твери от 24.05.2016 № 889 «О централизации закупок». 8 Постановление Правительства Саратовской области от 07.04.2014 № 212-П

    «О наделении полномочиями государственного казенного учреждения Саратовской области «Государственное агентство по централизации закупок»

    на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Саратовской области».

    9 Постановление Администрации Кушвинского городского округа от 05.08.2016 N 1088

    «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Кушвинского городского округа»

    .

    10 Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 31.12.2015 № 2059

    «О централизации закупок в сфере здравоохранения в Челябинской области»

    . 11 Приказ Минздрава Республики Хакасия № 67, Минэкономики Республики Хакасия № 050-13-п, Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия № 240-3-пр, ТФОМС Республики Хакасия № 51-п от 09.02.2010

    «О Порядке организации централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для медицинских учреждений Республики Хакасия, работающих в системе обязательного медицинского страхования»

    .

    Данный нормативный акт принят до вступления в силу 44-ФЗ, однако, он остается действующим, а его достаточно общее содержание позволяет работать по нему и в рамках 44-ФЗ. 12 Ч. 9 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    . 13 Ч. 2 и 3 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    , Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2546.

    Последние новости по теме статьи

    Важно знать!
    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
    • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

    Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

    Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

    • Анонимно
    • Профессионально

    Задайте вопрос нашему юристу!

    Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

    +