Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Включение в контракт условия обеспечения контракта по 44 фз сроки

Включение в контракт условия обеспечения контракта по 44 фз сроки

Включение в контракт условия обеспечения контракта по 44 фз сроки

Обеспечение исполнения контракта в 44-ФЗ


10 июля 2020В предыдущей статье мы с вами познакомились с обеспечением заявки и тонкостями работы со спец.счетом. Сегодня мы разберем обеспечение исполнения контракта в 44-ФЗ и последние изменения в законодательстве, которые коснулись его.

— это денежная сумма, которую победитель закупки вносит на счет заказчика перед подписанием контракта, для страховки заказчика и гарантии исполнения всех условий договора. Данная денежная сумма может быть внесена как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Банковская гарантия в 44-ФЗ — это документ, подтверждающий согласие банка выплатить определенную сумму Заказчику, в случае уклонения от подписания контракта или ненадлежащего исполнения победителем закупки своих обязательств по заключенному договору.Мы решили сразу в статье рассказать вам о новых правилах в обеспечении исполнения контракта, которые коснулись как заказчиков, так и поставщиков.

С 1 июля 2020 года заказчик не может устанавливать сроки действия БГ. Срок БГ должен превышать исполнение контракта, но не менее одного месяца.Во все контракты, предусматривающие обеспечение исполнения контракта, в соответствии с ч. 30 ст. 34 закона 44-ФЗ, должно быть включено обязательство поставщика для следующей ситуации:если отозвали лицензию у банка, то необходимо предоставить новую, в течение одного месяца с момента такового требования заказчика.При этом следует учитывать, что размер такого обеспечения может быть уменьшен, а за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства, начисляется пеня в размере, определенном в размере 1/300 ключевой ставки.С 1 июля 2020 года в соответствии с ч.

6 ст. 96 закона 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта в закупках, проводимых среди СМП и СОНО рассчитывается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта как в обычных случаях. При этом размер обеспечения не может меньше аванса по контракту, если аванс предусмотрен.Победители закупки среди СМП и СОНО могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта.Для этого им необходимо предоставить информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение такими участниками (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

При этом сумма цен таких контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 8.1 ст. 96 закона 44-ФЗ).С 1 июля 2020 года также изменяются сроки возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с ч. 27 ст. 34 закона 44-ФЗ срок возврата денежных средств не должен превышать 30 дней, а в случае закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) – 15 дней с даты исполнения обязательств по контракту. При этом срок возврата придется устанавливать также в отношении случаев уменьшения размера обеспечения контракта по причине частичного исполнения обязательств.Причина возврата обеспечения в первую очередь — окончание договора. После подписания пакета документов и исполнения всех условий контракта, поставщику возвращаются все внесенные ранее деньги.Причиной возврата может стать и изменение способа обеспечения, например, исполнитель решил заменить собственные денежные средства на БГ.Не исключаются случаи, когда происходит расторжение отношений по обоюдному согласию или только со стороны заказчика.

В таких ситуациях, обе стороны обязаны оформить возврат обеспечения контракта.Хотя, если у госпредприятия существуют какие-либо претензии к поставщику, то по закону он может воспользоваться залоговой суммой или ее частью для того, чтобы компенсировать убытки, которые он понес.

Новые правила обеспечения контракта с 1 июля 2020

иллюстратор — Маргарита Федосеева Появились льготы для малого бизнеса и некоммерческих организаций Участники с опытом могут не обеспечивать контракт Правило распространяется на тех, у кого есть успешный опыт работы с госзаказчиками:

  1. В реестре контрактов в ЕИС есть минимум три контракта, исполненных за последние три года до даты подачи заявки.
  2. Контракты исполнены без штрафов и неустоек.
  3. Сумма трех контрактов — не меньше начальной максимальной цены (НМЦ) текущей закупки.

Если все условия соблюдены, победитель закупки подтверждает добросовестность выпиской из реестра, а не деньгами или банковской гарантией.

Размер обеспечения считается от цены победителя В закупках с преимуществами для субъектов малого предпринимательства (СМП) и некомерческих организаций (СОНКО) заказчик устанавливает размер обеспечения, отталкиваясь от итоговой цены контракта, а не НМЦ. Например, заказчик проводит аукцион на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 млн 530 тыс. рублей и установил обеспечение контракта 5%.

Победитель снизился до 1 млн 980 тыс.

рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 рублей (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя). Эта льгота действует и в закупках, в которых победитель снизил цену на 25% и заказчик требует обеспечение в 1,5 раза больше.

Обе льготы будут действовать только в закупках с преимуществами для СМП и СОНКО. Если вы СМП, но победили в закупке, в которой могут участвовать все категории бизнеса, выпиской о трех исполненных контрактов не обойтись.

Придется предоставить обеспечение деньгами и рассчитыватьего от НМЦ. Из обеспечения контракта выделили гарантийные обязательства 44-ФЗ и раньше разрешал заказчику просить победителя обеспечить гарантию на товары и работы (4 ч.

33 ст. 44-ФЗ). Это все включалось в понятие «обеспечение контракта». В 2020 году в новой редакции 2 ч. 96 ст. 44-ФЗ появилось требование обеспечивать не только исполнение контракта, но и гарантийных обязательств по нему, если такие есть в контракте.

При этом размер обеспечения гарантийных обязательств составляет не больше 10% от НМЦ. ​ С 1 июля 2020 года действует новое правило: заказчики не обязаны, а имеют право потребовать обеспечить гарантийные обязательства.

Что нужно предусмотреть:

  1. Если берете для обеспечения банковскую гарантию, помните, что срок ее действия должен превышать срок гарантии на товар или работы минимум на месяц.
  2. Заказчик не подпишет документы о приемке товара или работ, пока не предоставите обеспечение гарантийных обязательств, если такое требование было в закупке.

Разрешили менять вид и размер обеспечения Такая возможность была и раньше, но в новую редакцию 96 ст. 44-ФЗ добавили подробностей, и стало понятно, как эту норму применять на практике.

Суть изменений — уменьшить размер обеспечения можно, если в контракте предусмотрены отдельные этапы исполнения. Обеспечение уменьшается пропорционально исполненным обязательствам, например в таких случаях:

  1. Лишили лицензии банк, в которой поставщик получал гарантию. В этом случае придется предоставить новую банковскую гарантию,.
  2. Поставщик выполнил отдельный этап контракта без неустоек и получил оплату по нему. После того как отчет об исполнении этапа появится в реестре контрактов, поставщик отправляет заказчику письмо с просьбой вернуть сумму обеспечения, пропорциональное стоимости этого этапа. Если в закупке был аванс, то стоимость товаров, поставленных в рамках этапа, должна его превышать.
  3. Поставщик решил изменить способ обеспечения контракта. Например, хочет забрать обеспечение деньгами и взамен предоставить гарантию.

Нельзя уменьшать обеспечение в закупках товаров для поддержания обороноспособности и безопасности страны, лекарств и услуг адвокатов. Добавили два условия использования банковской гарантии Можно самостоятельно устанавливать срок действия Победитель сам решает, сколько будет действовать гарантия.

Главное, этот срок должен на месяц превышать срок действия контракта и гарантийных обязательств. Если поставщик получил отсрочку — например в закупках на строительство — и исполнение контракта перенеслось на поздний срок, то гарантию придется продлить или перевыпустить. Нужно тщательнее выбирать банк-гарант Поставщик обязан предоставить новую гарантию, если у банка-гаранта отозвали лицензию.

Это нужно сделать в течение одного месяца с даты, когда заказчик сообщил поставщику об отзыве гарантии. Если исполнитель этого не сделает, то за каждый день просрочки ему будут начислять пени по тем же правилам, что при просрочке поставок или работ (ч.

7 ст. 34 44-ФЗ). У нас есть статья про сложные случаи использования банковской гарантии. Установили срок возврата обеспечения контракта Раньше срок возврата был прописан в законе только для случая, когда победитель уже перевел обеспечение, а заказчик так и не подписал контракт — например из-за предписания ФАС.

Установили срок возврата обеспечения контракта Раньше срок возврата был прописан в законе только для случая, когда победитель уже перевел обеспечение, а заказчик так и не подписал контракт — например из-за предписания ФАС.

Теперь все четко:

  1. В закупках только для СМП обеспечение вернут в течение 15 дней с даты подписания акта-приемки.
  2. В закупках для других категорий бизнеса — в течение 30 дней с момента исполнения контракта.

Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.

Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств. К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания.

Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора.

К по контракту относят следующие:

  • Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  • Порядок оплаты.
  • Цена.
  • Сроки действия госконтракта.
  • Период исполнения обязательств.
  • Прочие условия по 44-ФЗ.

Существенные условия исполнения обязательств, которые прописаны в госконтракте, по общим правилам не подлежат изменениям. В ст. 95 44-ФЗ прописан ограниченный перечень ситуаций, при которых вносить изменения допустимо. В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  1. при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.
  2. при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  3. при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  4. при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  5. при изменении регулируемых тарифов;
  6. если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в , подписываемом сторонами. В процессе выполнения своих обязательств исполнитель обязан своевременно предоставлять информацию об оказанных услугах и выполненных работах, а также обо всех возникающих в процессе трудностях.

Заказчик обязан сделать все зависящее от него для успешного завершения госконтракта: в частности, вовремя перечислять разрешительную документацию, своевременно принимать работу и пр.

Результатом госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.
В стадии исполнения контракта включаются:

  • Поставка товаров, работ и услуг.
  • Размещение отчета в по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.
  • Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней , проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  • Оплата товаров и услуг.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов.

Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р. Важным этапом исполнения является приемка результатов работ заказчиком.

р. Важным этапом исполнения является приемка результатов работ заказчиком. Она устанавливается условиями госконтракта. В обязанности заказчика перед приемкой входит проведение экспертной оценки выполненных работ, поставленных товаров или оказанных услуг.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами. По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ.

Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров).

В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта. После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов.

Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам и , то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

В случае просрочки при исполнении госконтракта по 44-ФЗ назначаются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования. Размер пени может быть уменьшен на сумму исполненных в положенные сроки обязательств. Пени начисляются как для исполнителей, которые несвоевременно сдали работы, так и для заказчиков, которые их несвоевременно оплатили.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются .

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью и разместить в ЕИС.

В отчетность включаются сведения:

  • О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  • Об изменении или контракта.
  • Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.

Помимо отчета, к документам прилагаются результаты внешней экспертизы, если такая осуществлялась заказчиком, и документы о приемке. Отчет подлежит размещению в ЕИС в течение 7 дней после оплаты или расторжения госконтракта. Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ.

Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  • Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  • Источник финансирования закупки.
  • Реквизиты .
  • Дата подписания госконтракта и его номер.
  • Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  • Копия подписанного договора.
  • Дата окончания процедуры отбора.
  • Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с .
  • Цена госконтракта.
  • Наименование компании-заказчика.
  • Документация о приемке.
  • Сведения о поставщике.
  • Информация о расторжении контракта.
  • Сроки гарантийных обязательств.
  • Данные о договорах, которые были подписаны с из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  • закупки.
  • Данные об изменении условий госконтракта.
  • госзакупки.
  • Способ выбора поставщика.

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты.

Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором). В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период.

Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств. Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст.

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст.

96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч.

2 ст. 96 44-ФЗ. Запрос котировок, предложений и закупка у единственного поставщика могут осуществляться как с внесением обеспечения, так и без такового. Решение данного вопроса остается на усмотрение заказчика.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО. Если закупка предусматривает внесение , то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально. В случае когда в установленные сроки победитель закупки не предоставил заказчику финансовые гарантии, то он считается уклонившимся от контракта.

В данной ситуации сведения об участнике в обязательном порядке передаются в .

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст.

45 44-ФЗ. Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта.

В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении. В случае если поставщик выбрал , то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Уже в ходе работы над госконтрактом поставщик вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ. При этом новое обеспечение может быть предоставлено в уменьшенном размере на уже исполненные обязательства. При этом способ обеспечения госконтракта может быть изменен по ч.

7 ст. 96 44-ФЗ. Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении.

В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от .

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу. Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика.

Когда предложенная участником закупки цена была уменьшена на 25% и более, участнику закупки нужно внести обеспечение в 1,5 раза больше, чем оно было прописано в извещении о проведении закупки, либо предоставить документальное подтверждение добросовестности поставщика. Эти меры принимаются в целях недопущения в контрактной системе.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч.

27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке. Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода. В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату. Не нашли ответа на свой вопрос?

Звоните на телефон горячей линии . Это бесплатно. Опыт в сфере госзакупокПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Изменения в 44‑ФЗ

Про изменения в обеспечительных инструментах в контрактной системе рассказывают эксперты Школы электронных торгов.

Разберем правила для поставщиков и заказчиков, ответим на распространенные вопросы Статья подготовлена по материалам вебинаров «», «».

В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «».

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  • Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии.
  • Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  • Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ: «Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту.

Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе. С 1 июля 2020 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  1. в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  2. в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам.

Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе.

Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту.

Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

  1. Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.
  2. Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения. Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком. Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  1. победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
  2. проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей).

Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей. Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе.

Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства.

Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения. Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов.

Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка.

Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Вопрос эксперту Можно задавать по Карте Школы электронных торгов Вопрос участника из сервиса «»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября.

На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря.

Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию?

Каковы действия заказчика в этом случае? Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст.

96 Закона 44-ФЗ. При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п.

9 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника. Судебная практика. Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15).

Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548). Комментарий эксперта: участники, внимательно анализируйте положения документации и проекта контракта.

Изучайте, есть ли требование о личном внесении обеспечения исполнения контракта.

Если все же денежное обеспечение будет предоставлять третье лицо, будьте готовы защищать свою позицию, в том числе в судебном порядке.

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ: «Срок возврата денежного обеспечения исполнения контракта указан в контракте (это требование ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и не зависит от обращения/необращения с письменным запросом о возврате денежных средств.

Бывает, что заказчики просят поставщиков обратиться за возвратом денежного обеспечения в письменной форме, например, для уточнения реквизитов для перечисления денежных средств». Поставщик дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если такое требование есть в контракте.

Форма обеспечения — денежной суммой или банковской гарантией по выбору поставщика. Поставщик может предоставить единую БГ или отдельно две банковские гарантии: одна будет обеспечивать исполнение контракта, вторая — действовать отдельно в части гарантийных обязательств.

Обеспечение гарантийных обязательств Вебинар в Контур.Школе. Практика применения, ответы на вопросы Срок БГ должен превышать срок действия гарантийных обязательств не менее чем на месяц.

Если платеж внесен денежными средствами, то поставщик имеет право на своевременный возврат той части обеспечения, которая закрывает именно исполнение контракта. Часть, которая закрывает исполнение гарантийных обязательств, будет находиться у заказчика до истечения гарантийного срока.

Специальное условие для банковских гарантий на гарантийные обязательства:

  1. установлено право заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении гарантийных обязательств. У банка при этом нет полномочий исследовать этот вопрос: что было нарушено, при каких условиях, почему заказчик так решил. Если гарантию предъявят банку, то у него самые короткие сроки для того, чтобы ее погасить.

Установлены также общие требования, сроки и правила в отношении БГ по гарантийным обязательствам.

Подробности — в (в ред. ПП РФ от 18.07.2019 № 920). Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ: «Все зависит от объекта закупки.

В общем случае (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ)

«Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку устанавливаются заказчиком при необходимости»

. Т.е. это право заказчика. Однако

«в случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку … объему предоставления гарантий …»

В этом случае требование обеспечения гарантийных обязательств — это обязанность заказчика.

При закупке новых машин и оборудования отдельно должны быть установлены требования к гарантиям производителя. Эти гарантии передаются заказчику вместе с товаром».

Подробнее о том, как ОГО работает на практике, чем отличается от ОИС смотрите в фрагменте из интервью «», комментирует Светлана Китаева: Статья подготовлена по материалам вебинаров «», «».

В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «». Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 14 303 Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы.

Приглашаем заказчиков и поставщиков Бесплатно Сафина С.

Д. Вебинар, 13 ноября, 10:00 мск Воронцов П.

П. Вебинар, 20 ноября, 10:00 мск Грузин С. В. Запись вебинара

Что считается сроком действия контракта по 44-ФЗ, и что входит в срок действия контракта?

Срок действия контракта по 44-ФЗ выступает важным условием договора, в течение которого заказчик и подрядчик должны исполнить свои обязательства по нему.

Этот временной отрезок включается в текст контракта, и стороны должны его придерживаться. Понятие срока госконтракта в действующей редакции 44-ФЗ не содержится. В данном законе не сказано о том, что сроки действия должны включаться в текст соглашения в обязательном порядке.

Но данный пункт является желательным, так как позволяет судить о добросовестности заказчика или поставщика.

Нарушение сроков исполнения договора может грозить сторонам начислением . Положения 44-ФЗ четко не регламентирует порядок установления сроков госконтракта. Согласно определению, которое приведено в ст.

425 ГК, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.

Стоит понимать, что понятия «срок действия контракта» и «срок исполнения» в рамках 44-ФЗ не являются идентичными.

Срок действия – это более длительный временной промежуток, который указывает на тот период, в течение которого госконтракт сохранит силу.

Под сроками госконтракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия.

Именно сроки исполнения выступают существенным условием госконтракта, тогда как период его действия к таким не относится.

В госконтрактах также нередко используют термин «сроки поставки», которые тождественны «срокам исполнения» и меньше сроков действия контракта.

В случае когда сроки действия госконтракта закончены, но свои обязательства стороны не выполнили, это не означает, что они аннулируются. Исключение составляют контракты, где прямо прописано, что при истечении определенного временного отрезка обязательства по госконтракту аннулируются.

Понятие срока действия контракта также следует отличать от срока исковой давности и гарантийного периода.

С точки зрения сроков действия, различают несколько типов государственных контрактов:

  • Краткосрочные, которые могут действовать от нескольких дней до нескольких месяцев.
  • Годовые, которые находятся в пределах года после вступления договора в законную силу.
  • Долгосрочные, которые длятся более 1 года.
  • С неопределенными сроками. В госконтракте допускается не прописывать конкретные временные рамки, но нужно указать, что он заключается на неопределенный период.
  • Разовые, которые предполагают разовое исполнение обязательств без привязки во времени.

Сроки действия госконтракта определяются на основании положений Гражданского и Бюджетного кодекса. Сам 44-ФЗ о госзакупках никаких требований к данному пункту договора не устанавливает. Это значит, что временной отрезок может быть установлен в любом диапазоне.

Гражданский кодекс позволяет сторонам не указывать сроки вовсе. С учетом ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса контракт не может длиться дольше бюджетных обязательств. В разъясняющем письме Минэкономразвития № ОГ-Д28-1166 от 2016 года также указывается на то, что заказчик вправе самостоятельно определять сроки действия госконтракта.

Главное, чтобы они не противоречили положениям действующего законодательство. Срок действия государственного контракта включает в себя следующие временные периоды:

  • Период гарантийных обязательств (если такие предусмотрены договором).
  • Период исполнения обязательств со стороны (исполнение контракта): поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
  • Сроки исполнения обязательств по оплате услуг подрядчика или товаров поставщика.

Таким образом, срок действия в данном случае является наиболее продолжительным временным периодом по госконтракту.

Сроки исполнения договора подрядчиком, поставщиком или исполнителем определяется с учетом положений 44-ФЗ. Согласно законодательству о контрактной системе, они могут быть в такой форме:

  • Сроки по заявке. В случае если предметом контракта установлено, что заказчик будет делать на поставку товара несколько раз, то данный пункт может быть указан, например, так: «Сроки поставки товара составляют 10 дней с момента поступления заявки от заказчика».
  • По графику. График выполнения работ или оказания услуг обычно применяется для многоэтапных контрактов. Здесь сроки устанавливаются в формате , который содержит даты.
  • Конкретные. При этом указывается конкретная дата завершения работ по договору или поставки товара либо временной период (например, поставщик обязан выполнить работы по договору в течение 30 календарных дней после его подписания или после поступления аванса на его счет).

Нарушение сроков исполнения договора недопустимо: оно грозит начислением штрафных санкций или даже расторжением контракта в судебном порядке.

В сроки исполнения обязательств заказчиком входит временной промежуток, который необходим ему для приемки и поставленной продукции, ее оплаты и взаимодействия с подрядчиком по вопросам изменения или расторжения госконтракта. Что касается сроков оплаты по договорам, они жестко ограничиваются положениями законодательства о контрактной системе и не могут превышать 30 дней после подписания документа о приемке по ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. В качестве приемочного документа может выступать товарная накладная, акт приема-передачи или приемки оказанных услуг.

В случае подписания договора с субъектом у заказчика есть ограниченные сроки для оплаты его услуг.

Они составляют не 30 дней, как в общем случае, а 15 дней по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Также в договор должны быть включены сроки, в течение которых заказчик обязан вернуть исполнителю по договору внесенное им в денежной форме. Отсутствие таких сведений прямо нарушает закон.

Если заказчик уклонился от подписания контракта в силу различных обстоятельств, то он обязан вернуть обеспечение по госконтракту в течение 5 дней.

По вопросам предоставления гарантийных обязательств в 44-ФЗ нет четких требований для определения их периода. Под гарантийным периодом понимается временной промежуток, в течение которых поставщик обязан безвозмездно устранить обнаруженные недостатки в товаре. В госконтракте могут устанавливаться разные значения в зависимости от типа сделки.

Например, на услуги по ремонту помещений обычно устанавливается гарантия в течение 12 месяцев после подписания акта-приема передачи. Что касается сроков исковой давности, то они устанавливаются в размере 3-х лет по ст. 196 ГК и не включаются в период действия контракта.

В отношении рассматриваемого условия госконтракта следует также учесть две частные ситуации:

  • При реализации государственного инвестиционного контракта, если товар, созданный на его условиях, экспортирован в количестве не менее 10% в течение года, то период, в течение которого допускается делать закупки у данного поставщика, продлевается еще на 12 месяцев (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 44-ФЗ).
  • Если в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляется , то она должна действовать минимум месяц после завершения действия соглашения по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.

Указание в реестре идентичных сроков завершения действия контракта и его исполнения противоречит правовым нормам.

В случае подписания заказчиком договора с неопределенными сроками в рамках гражданского-правового законодательства его допускается пролонгировать. Продление допускается в автоматическом режиме (если это указано договором, но на практике используется редко) и по соглашению сторон через подписание сторонами. Данное условие не распространяется на срочные госконтракты.

Но, согласно разъяснениям Минэкономразвития в Письме № Д28и-1818 от 2016 года, продление договора по 44-ФЗ в принципе невозможно.

В судебной практике есть случаи, когда продление госконтракта из-за форс-мажорных обстоятельств было признано недействительным. Сроки исполнения по 44-ФЗ изменять запрещено, даже если на это выразили согласие обе стороны. Это будет признано нарушением, а подписанное дополнительное соглашение по указанному вопросу подлежит аннулированию.

Единственное исключение – это случаи, когда заказчику уменьшили бюджетное финансирование. В этой ситуации он может подписать допсоглашение об изменении объема поставки или оказываемых услуг и пропорционально этому — сроков, но только в сторону их уменьшения по сравнению с теми, которые были установлены изначально.

Таким образом, законодательство о контрактной системе никак не регламентирует правила для определения сроков действия контракта.

При этом заказчику следует ориентироваться на положения Гражданского и Бюджетного кодексов.

Согласно п. 3 ст. 425 ГК, сроки действий контракта истекают, кода прекращаются договорные обязательства. Сроки действия и исполнения не являются тождественными понятиями: первые всегда более длительны. Не нашли ответа на свой вопрос?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+